Номер 22 (1316), 17.06.2016

МЭРИЛИН МОНРО:
ОПАСАЙТЕСЬ ПОДДЕЛОК

В Украинском театре гастролеры из Киева показали спектакль "Мэрилин Монро: триумф и агония". В эти дни весь мир праздновал 90-летие секс-символа ХХ века, и обращение к теме, с одной стороны, можно счесть нормальным маркетинговым ходом. Но, с другой стороны, посмотришь - и становится очевидным намерение авторов спектакля попросту сделать кассу на популярном имени в расчете на то, что народ повалит в залы, дабы сравнить, похожа или не похожа актриса на мисс Монро.


Как правило, не похожа, более того, катастрофически уступает оригиналу по всем статьям, от голоса и внешности до харизмы, позволяющей и оправдывающей многое. Интересно все-таки, о чем думают артистки, когда бросают вызов секс-символу столетия? Ведь проигрыш неизбежен! Даже бесчисленные сюжеты о жизни Эдит Пиаф воспринимаются не столь критично, ибо часто играющие певицу актрисы более красивы и породисты, а поет все равно фонограмма... Но история с Мэрилин - другое дело. Здесь подлог возмутителен!

Эх, зачем Монро беспрестанно пила таблетки, запивая их алкоголем, для чего заводила сомнительные связи с политиками? Сейчас принимала бы поздравления, одаривая человечество отреставрированной улыбкой. А бойфренды и в элегантном возрасте не переводились бы у такой женщины. И на любые происки драматургов и режиссеров могла бы налагать свое вето. Да и сейчас, небось, в гробу переворачивается, когда видит, как Ирма Витовская удачно воплотившая в одном сериале образ неудачно решающей проблему материнства Леси, надевает белый парик и громоздится на дуйку, показывая залу белые трусы под задравшимся платьем. Грубая пародия, грязная карикатура вместо эротизма и прелестной непосредственности, которую продемонстрировала в знаменитой сцене из фильма "Лихорадка седьмого года" Мэрилин. Видим ту же Лесю, только почему-то прямо на сцене наглотавшуюся барбитуратов и хлопнувшую стакан виски. А когда она скрипучим, вульгарным голосом пытается спеть песенку Даны-Сахарок из культовой комедии "В джазе только девушки" - доживи Монро до наших дней - по судам бы затаскала!

Впрочем, не стоит думать, будто в Голливуде могут сыграть Мэрилин более или менее достоверно. Мира Сорвино, увы, не смогла, правда, более близкой по типажу к оригиналу Мишель Уильямс местами удалось тронуть зрительские сердца в кинодраме Саймона Кёртиса "9 дней и ночей с Мэрилин". Хорошая драматургическая основа, профессиональная режиссура делают вышеназванный фильм интересным. Увы, ни о монодраме болгарского автора Димитра Христова, ни о режиссуре Юлии Масляк невозможно сказать ничего хорошего.

В стиле эпохи оказалась авторская музыка Виталия Физера в исполнении находящегося на сцене джаз-бенда, играющая горничную актрисы забавная пышечка Виталина Библив - светлые пятна спектакля. Но тут на экране возникает видеоряд: гениальный Чарли Чаплин в эпизоде из "Огней большого города"... Выпадаешь из суровой реальности, а тут опять экран гаснет, и поддельная Мэрилин зудит, как пила, о надоевшем внимании прессы. Такую же ошибку (только с эпизодом из фильма "Великий диктатор") совершил один режиссер-иностранец на той же сцене, перед гением Чарли все померкло, а особенно - весьма сомнительное режиссерское решение. Сей специалист додумался поручить мужскую роль актрисе, да еще красивой и женственной. Бедняжке наклеили усы, заставили говорить грубым голосом, и под костюмом грудь залепливали широченным пластырем, чтобы не была заметна. Можно ли представить себе что-нибудь более глупое и бессмысленное? Спектакль, разумеется, долгожителем не стал.

От воспоминаний отвлекают истерические возгласы поддельной Монро: "Не надо меня фотографировать!", "Дайте девушке пару туфель на шпильках, и она завоюет весь мир!", "Я люблю красивых мужчин! Но среди нас их очень мало... Вы можете назвать имя красивого мужчины?". Ирма Витовская, по ее собственным словам, ради успеха в новой постановке не только пересмотрела все фильмы с участием Мэрилин Монро и ознакомилась с ее биографией, но даже "изменила маршрут своего недавнего свадебного путешествия, чтобы заехать в Голливуд и слегка проникнуться его атмосферой". Да-да, этот Голливуд как топкое болото, чуть увязнешь в нем, тут же, чего доброго, главную роль дадут в блокбастере, и застрянешь в нем, в Голливуде этом, всерьез и надолго. А тут еще на экране появились фотографии настоящей Монро, и на поддельную вообще смотреть не захотелось, ни смотреть, ни слушать ее...

Истинную трагедию Мэрилин Монро следует поискать в разрыве с одним из мужей, драматургом Артуром Миллером. Лично знакомый с ним российский писатель Виктор Ерофеев подмечает: "Два высоко летящих самолета. Однако Америка на самом деле - это страна с двойной системой культурного кровообращения... И вот тут Мэрилин ждала великая катастрофа. Она оказалась непригодной для этого маленького мирка. Миллер мог взять ее в полет как сексуальную грезу всех американцев и просто как красавицу, но что-то в ней недоставало для того, чтобы она могла быть полноценным членом кружка. Что? И все, и ничего". Увы, Мэрилин Монро всегда хотелось большего, чем являться королевой поп-культуры, она не сумела по-настоящему полюбить себя и оценить Божий дар, свою сексуальность, освещавшую, подобно солнышку, весь земной шар. Да и не дает судьба человеку все и сразу, у каждого из нас - свое амплуа, субретке незачем метить в героини, а секс-символу - в интеллектуалки... Вот если бы это противоречие вскрыл спектакль о Мэрилин Монро, если бы была написана талантливая пьеса, да поставь ее профессиональный режиссер, тут, вероятно, и какие-то шероховатости кастинга можно простить. А показать трусы и любая Леся с Борщаговки может, за этим в театры ходить не стоит.

Мария ГУДЫМА.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.