Номер 4 (1249), 6.02.2015

"ЛЮБОВЬ
И ЗВЕРСКИЕ СЕРДЦА ПРЕВОЗМОГАЕТ..."

Кто соскучился по живому, яркому театральному действу, - бегом в Одесский театральный лицей (Спиридоновская, 10), где по выходным на суд зрителей представлен новый спектакль "Триумф" по известной пьесе Ивана Андреевича Крылова "Подщипа, или Трумф". "Шутотрагедия" великого баснописца, начинавшего свою писательскую деятельность в качестве драматурга. Архаичное (дата написания - 1800 год), но довольно-таки злободневное произведение классика поставили режиссер-педагог Анатолий Падука-Голот и хореограф, заслуженный артист Украины Виталий Залевский.


- Мы репетировали таким составом: кто-то учится в лицее три, четыре месяца, кто-то полгода, кто-то год и больше, - рассказывает Анатолий Иванович. - До недавнего времени не могли найти никого на роли Царя, Дурдурана, Цыганки. Когда нашли - все смогли довести, будем надеяться, до ума...


Спектакль длится всего 55 минут, но зрители успевают получить море удовольствия. Не случайно название "Трумф" заменили на "Триумф", аплодисменты свидетельствуют о том, что действитель это подлинный триумф театрального искусства, сложный, казалось бы, текст произносится "вкусно", правильно, выразительно. В центре внимания - великолепная, статная, с поистине царской осанкой Алена Коновальчук (Царевна Подщипа). Имя у Подщипы говорящее: остра на язычок, всегда готова укусить-ущипнуть, и при этом неистова, как самая настоящая владычица из трагедий восемнадцатого века, который Крылов дерзнул спародировать.

Такой валькирии по нраву совсем другой жених, мягкий, сюсюкающий домашний мальчик Царевич Слюняй (Максим Чагай). Отец Подщипы, простоватый Царь Вакула (Юрий Голофеев) потерпел военное поражение от "немчина" Трумфа . Надо сказать, во времена Крылова все понимали, что под видом Трумфа "выведен" император Павел Первый, до фанатизма увлекавшийся прусскими военными порядками. В речи персонажа забавно имитируется немецкий акцент: "Старофа ль, анкель мой! прелесна мой княшон!". О том, как Трумф одержал победу, как о событии из прошлого, рассказывает Чернавка (Лена Мунтян):

Ах! сколько видела тогда я с нами бед!

У нас из-под носу сожрал он наш обед,

Повыбил окна все; из наших генералов

Поделал он себе конюших да капралов,

По бешеным домам министров рассадил,

Всем графам да князьям затылки подобрил.

И ах! как не пришиб его святой Никола! -

Он бедного царя пинком спихнул с престола!

Что делать в крайности и гибели такой?

Вакула наконец спастись хотел тобой,

И немцу вдруг твою он руку предлагает -

Любовь и зверские сердца превозмогает!

Согласен Трумф за то корону возвратить,

И к свадьбе пиво он скорей велел варить.

Но свадьбы не будет, хотя пиво наверняка сварено, и танцуют действующие лица под немецкий фольклор, словно на каком-нибудь "Октоберфесте". Подщипа бунтует, то ударяясь в нервные припадки (в старину барышни их назвали: "вапёры", что отражено и в пьесе Крылова, Подщипа жалуется наперсницам, что ее одолели "вапёры да мигрень"), то в прямом смысле слова укладывая на лопатки неугодного претендента или даже угодного, но пытающегося в чем-то возразить. Сладкоречивый Слюняй рад оказаться в прямом смысле под пятой своей богини, которая призывает его смело заявить о своей любви, не боясь мести Трумфа. Царевна Подщипа, хоть и является эффектной героиней трагедии, вкусы имеет вполне простонародные, предпочитает здоровую пищу:

Чернавка милая! петиту нет совсем;

Ну что за прибыль есть, коль я без вкусу ем?

Сегодня поутру, и то совсем без смаку,

Насилу съесть могла я с сигом кулебяку.

Отсюда и силушка! В финале любовь восторжествует, и законный монарх вернет себе трон. А лукавой Цыганке (Татьяна Пятковская), чьи пророчества и козни играют в конфликте решающую роль, добавили, помимо крыловских реплик, несколько цыганских, для пущего колориту - от классика не убудет, а звучит органично. Нисколько не удивимся, если и нынешнее поколение "лицеистов" (а лицею-то, на минуточку, 25 лет!) станет известным в мире театра и кино. Учат здесь на совесть, вкус театрального триумфа дают ощутить буквально с первых шагов на сцене.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.