Номер 27 (1173), 26.07.2013

КИНО ПОД ОДЕССКИМ НЕБОМ И КРЫШАМИ

Уже в четвертый раз вторая декада июля прошла в Одессе под знаком международного кинофестиваля (ОМКФ). Все эти дни участники и зрители заполняли залы Театра музкомедии и кинотеатра "Родина", а еще больше людей имели возможность увидеть картины под открытым небом - на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске.

В нескольких предыдущих номерах мы рассказывали о том, как проходила подготовка к фестивалю, какие знатные (и не очень) гости намеревались приехать в Одессу. Сейчас же наш рассказ - о том, что могли увидеть и услышать участники и зрители ОМКФ.

Было бы странно не начать с рассказа о победителях, поскольку ко времени появления этой статьи итоги фестивальных конкурсов уже растиражированы телевидением и интернетом. Потому - подробнее о призерах. Безусловно, рассказывать о кино - занятие не из самых разумных, однако, что делать, если большинству наших читателей эти фильмы вряд ли станут доступными в ближайшее время. В прокат даже лауреаты фестиваля попадают нечасто. Наверняка картины можно будет отыскать в Сети, но нужно быть очень уж большим любителем, чтобы рыскать в поисках по "мировой паутине". Итак, приступаем.

ЭХ, ПУТЬ-ДОРОЖКА...

Парадокс Одесского кинофестиваля заключается в том, что больше всего на форумах и соцсетях обсуждают не качество лент, а личности и наряды тех, кто проходит по красной дорожке к Оперному театру, в котором проводятся церемонии открытия и закрытия. Не стал исключением и Четвертый фестиваль. На сайтах, разместивших фотографии красной дорожки открытия, количество комментариев просто зашкаливало. Предметом иронии и даже издевки были преимущественно местные чиновники и бизнесмены, а также личности, чьи лица, скажем так, незнакомы большинству.


Красная дорожка перед церемонией закрытий ажиотажа не вызвала. Издеваться над многими уже стало скучно, а знакомых лиц на этот раз было раз-два и обчелся. Это были режиссеры фильмов - участников конкурсных программ МКФ, руководство города и области и немного известных персон - актеры Александр Кузнецов, Ольга Кабо, Нонна Гришаева, Остап Ступка, писатель Жванецкий, а также члены жюри конкурса, из которых широко известен в лицо разве что Александр Роднянский.

На сцене Оперного театра прошла церемония награждения. Впервые была вручена награда за "Лучший украинский полнометражный фильм". Ее получили режиссеры картины "Параджанов" Елена Фетисова и Серж Аведикян. Стоит отметить, что год назад на Одесском кинофестивале они презентовали проект своего фильма на питчинге.

Приз за лучшую актерскую работу члены жюри международной конкурсной программы Франциска Петри и Андрей Курков вручили актерскому ансамблю фильма "В цвету" - Лике Баблуани и Мариам Бокерии. Это первая награда юных грузинских актрис.

Приза за "Лучшую режиссуру" был удостоен режиссер фильма "Ланчбокс" Ритеш Батра. Индийский гость не смог остаться на церемонию закрытия фестиваля из-за премьеры своей картины в Индии, поэтому прислал видеообращение, в котором поблагодарил зрителей за теплый прием.

Награду за "Лучший фильм фестиваля" председатель жюри международной конкурсной программы Александр Роднянский вручил российскому режиссеру Александру Велединскому за фильм "Географ глобус пропил".

- Мы приняли решение единогласно и за несколько минут, - рассказал Роднянский. - В картинах мы обращали внимание на неординарность художественного замысла, глубину, полноценность характеров.


И на этот раз мнение жюри совпало со зрительским. Так что Гран-при ОМКФ - статуэтку "Золотой Дюк" и денежное вознаграждение в размере 12 тыс. евро - по результатам зрительского голосования также получил А. Велединский.

Награду принял продюсер картины Валерий Тодоровский (одессит по рождению), который сказал, что ему ценно мнение зрителей, "и то, что их решение совпало с мнением профессионального жюри - об этом мы могли только мечтать".

Закрылся фильм номинантом на "Золотую пальмовую ветвь" Канн - фильмом Валерии Бруни-Тедески "Замок в Италии".

После вручения наград на пресс-брифинге президент фестиваля Виктория Тигипко отметила, что количество зрительских посещений в этом году выросло на 15 % и что ОМКФ планирует расширять фестивальные площадки. Также она объявила, что Пятый Одесский кинофестиваль пройдет с 11 по 19 июля 2014 года.

КАК ВАЖНО ИМЕТЬ АКТЕРА

Картина, ставшая победителем, уже признана в российском кинематографе "событием года". Она успела завоевать Гран-при и приз за лучшую мужскую роль на известном фестивале "Кинотавр". В ее основе - роман Алексея Иванова, история молодого биолога, который от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу.

Сперва роман собирался экранизировать Валерий Тодоровский, но потом, по его признанию, "перегорел".

- Уважение к истории осталось, а запал исчез, - пояснил он на пресс-конференции.

Что касается режиссера-постановщика Александра Велединского, то он считает первоисточник "жестким и провокационным", хотя признает, что автор любит своих героев.


- Также и мы все вместе с актерами полюбили этих героев, - признался режиссер.

Отвечая на вопрос о множестве сюжетных линий, В. Тодоровский сказал: "Если зритель обескуражен - это прекрасно. Хочется делать настоящее кино, искусство, при этом доступное широким массам".

Актриса Евгения Брик призналась, что книга Иванова на данный момент для нее - самая любимая, поэтому она с радостью и не раздумывая согласилась участвовать в экранизации.

Что касается подбора актера на роль главного героя, создатели понимали, что это должен быть артист крупного дарования, тем более, что фактически речь идет о монофильме, где актер - в каждом кадре. И тут оказалось, что подходящих по уровню артистов, играющих персонажей в диапазоне от 35 до 45 лет, даже в России совсем немного. По существу К. Хабенский был едва ли не единственной достойной кандидатурой.

К счастью, актер, который в большинстве фильмов больше демонстрирует себя, чем создает образ, на этот раз принял материал близко к сердцу. Его исполнение сравнивают с давней работой Олега Янковского в некогда нашумевшей картине Р. Бабаяна "Полеты во сне и наяву". Что само по себе является высокой оценкой.

ПРИ ВСЕМ УВАЖЕНИИ К БОЛЛИВУДУ

Постановщик картины "Ланчбокс", которая получила вторую премию, индийский режиссер Ритеш Батра, сперва собирался снять документальный фильм о мумбайской системе доставки ланчей, которая известна своей точностью и скоростью. Но, в конечном счете, он принял решение снять игровое кино, в котором служба доставки является единственным связующим звеном между двумя абсолютно чужими, но глубоко одинокими людьми. Батра писал сценарий четыре года. Интересно, что для съемок он собрал большую международную группу.

Дело в том, рассказал постановщик, что при всей своей любви к Болливуду (это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом в США) и его стилистике он постарался максимально отойти от стандартного шаблона с песнями, танцами и яркими красками, стараясь создать более интеллектуальную и тонкую картину. Но не решился отойти от главной отличительной черты индийского кинематографа - ощущения сказки при открытом финале.

Как рассказал Батра, в его фильме главными героями тоже стали молодая женщина и пожилой мужчина, но среди них различия не так заметны, ведь, несмотря на разницу в возрасте, режиссер относит их обоих к поколению 1970-80-х гг., к поколению людей, которые были счастливы в то время, а теперь чувствуют себя на обочине жизни, ностальгируя под старые песни и записанные телепередачи.

ПАРАДЖАНОВ - ГЕРОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Биографическая картина, ретроспектива фильмов, выставка коллажей в Литературном музее, документальный фильм "Маэстро" - все это было посвящено знаменитому режиссеру Сергею Параджанову.

На фестивале конкурсную ленту "Параджанов" представляли сорежиссеры фильма Елена Фетисова и Серж Аведикян, который к тому же исполнил главную роль. Надо заметить, что эта лента для кинофестиваля имела особое значение. Ибо в 2011 году авторы выставили проект на питчинг в рамках профессиональной секции 2- го ОМКФ. А во время фестиваля 2012 года картина принимала участие в презентации проектов на стадии пост-продакшн.

- Этот фильм недокументальный, - предупреждают режиссеры. - Он о художнике, который живет против всех и творит то, что считает нужным.

Хотя при подготовке сценария авторами было изучено огромное количество документальных и биографических материалов, воспоминаний самого мастера и его друзей. А многие слова, сказанные главным героем в фильме, являются прямыми цитатами из тюремных писем Параджанова.

Несмотря на такой масштабный документальный базис, многие герои картины вымышлены, а некоторые события являются лишь обобщением ситуации в жизни главного героя.

- Этот фильм показывает пример того, как в то время человек был свободен, даже находясь в заключении. Советская власть уничтожала личность, но эту личность она уничтожить не смогла - знаменитый Роман Балаян, который присутствовал на пресс- конференции в качестве гостя, все-таки решил взять слово.

А вот большую часть документального фильма "Маэстро" составляет интервью с Параджановым. Картина снималась в течение пяти дней летом 1989 года. Пленка долгое время считалась пропавшей, однако единственную ее копию все же удалось разыскать несколько лет назад. Вниманию зрителей была представлена отреставрированная версия фильма. Ее представил художественный руководитель международного фестиваля "ArtoDocs" (Санкт-Петербург) Лев Наумов, который провозгласил, что культурологическое сотрудничество между ОМКФ и "ArtoDocs", хотя и не является обычной практикой, но из ракурса культурных столиц России и Украины выглядит вполне логичным.

Режиссером этой картины является знаменитый в свое время актер Александр Кайдановский. Лев Наумов поведал о том, что Кайдановский после съемок в "Сталкере" фактически перестал сниматься. В работах других режиссеров он участвовал исключительно для того, чтобы найти деньги для собственных проектов. В отличие от режиссеров, находящихся под влиянием А. Rарковского, Кайдановский, хотя и был его учеником, шел в режиссуре своим путем, экранизируя Камю, Толстого, Борхеса и обозначая свой жанр как "мистический реализм".

Идея съемок картины "Маэстро" пришла к автору фильма неожиданно - Параджанов приехал в Москву в Институт Склифосовского как онкологический больной и тогда же попал в легендарную квартиру Кайдановского, который решил взять у метра интервью о творческих методах. Монтаж длился на протяжении 1991- 1993 гг. и, по признанию Льва Наумова, картина лично ему кажется незаконченной. Тем не менее она остается ценнейшим документом.

ДЕВУШКИ "В ЦВЕТУ"

На пресс-конференции, посвященной грузинской картине "В цвету", о ней рассказывали режиссер Нана Эквтимишвили и исполнительницы главных ролей - юные красавицы Лика Баблуани и Мариам Бокерия.

Нана Эквтимишвили отметила вклад своего немецкого сорежиссера Симона Гросса.

- Мы познакомились с Симоном в Берлине 10 лет назад, - рассказала она. - Хорошо знаем друг друга, вместе работали над его дебютным фильмом и несколькими короткометражными проектами. У нас не было творческих проблем на съемочной площадке - Симон очень пунктуален и четко все планирует, поэтому творческая сторона была очень органичной.

Драма "В цвету", оригинальное грузинское название которой переводится как "Долгие светлые дни", - это история взросления двух 14-летних девушек в то время, когда идет гражданская война в Абхазии. Но о политике в картине - ни слова, только намеки.

- Мы хотели показать чувства, не давя их символами и содержанием того времени, - объяснила Нана, покинувшая Грузию в начале 1990-х и переехавшая в Берлин, но до сих пор переживающая прошлое. - Я не хотела просто "смотреть назад", но если мы поймем, что случилось тогда, осознаем, где мы сейчас.

Обе исполнительницы главных ролей - непрофессиональные актрисы: Мариам режиссеры встретили на улице, а Лику нашли в школе. Несмотря на это, девочкам удалось создать очень проникновенные и цельные образы.

- Мы много работали над сценарием и текстом, практически ничего не знали об этом времени, а все, что знали, слышали от родителей - рассказали юные актрисы.

Во время съемок девушки уставали от напряженной физической работы, длительного, но интересного подготовительного периода. Интересно, что Мари, ранее не играющая на фортепиано, специально для фильма научилась исполнять вальс Шопена, а сцену, в которой героиня Лики танцует, снимали восемь раз, пытаясь добиться того, чтобы все было на своем месте - съемки велись одним кадром.

Отметим, что мировая премьера драмы "В цвету" состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля и получила Приз европейских артхаусных кинотеатров; награду FIPRESCI в Гонконге и совсем недавно - Приз молодого жюри на фестивале в Вологде. А теперь она отмечена и на Одесском кинофестивале.

(Продолжение следует.)

Евгений ГАЛЯС
(при подготовке использованы материалы сайта ОМКФ).

На фото:

- Театр музкомедии - главная просмотровая площадка
(фото Леонида Бендерского);

- Алик Шпилюк - арт-директор ОМКФ
(фото Леонида Бендерского);

- с Гран-при фестиваля -
режиссер А. Велединский (слева)
и продюсер В. Тодоровский.