Номер 42 (1336), 4.11.2016
Недавно отметил полувековой юбилей артист Украинского театра Александр Бабий, который больше всего известен как мим - практически единственный на сегодняшний день представитель "классической" пантомимы.
Хотя мы с Сашей знакомы уже три десятилетия, но некоторые детали его биографии я узнал только сейчас. То, что в детстве он мечтал стать артистом, эксклюзивом не является; таких ребят "тьмы и тьмы". Куда реже встречается у юношей (а у девушек - тем более) желание посвятить себя самому молчаливому из сценических искусств - пантомиме. Но юного Сашу Бабия навсегда покорила игра Чарли Чаплина, которому не нужно было слов, чтобы зритель понимал, что переживает изображаемый им герой. Хотя, по правде говоря, поступи Саша после школы в любой из театральных вузов, куда подавал заявления, может, и не вышло бы из него мима, а был бы "просто" актер.
Но судьба распорядилась иначе.
"Пролетев" мимо театральных вузов, Александр Бабий пришел в студию пантомимы Дворца моряков, которой руководил Юзеф Фельдман. Начало 1980-х - расцвет этого искусства в Одессе. Самодеятельные наши коллективы котировались в Союзе на уровне ведущих профессиональных. Спектакли, концерты, фестивали, конкурсы - начинающему миму было где проявить себя. Ну а на жизнь приходилось зарабатывать токарем. Что, впрочем, никого не удивляло: схожая биография у многих мимов и клоунов.
Но в начале 1990-х рухнула не только страна; стремительно уходило в прошлое и такое явление, как массовое самодеятельное искусство. Коснулось это и одесских мимов. К счастью, на одном из выступлений А. Бабия увидел главный режиссер Украинского театра Игорь Равицкий. И вот уже четверть века Александр Бабий работает в труппе Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько.
Поначалу, конечно, пришлось нелегко - миму пришлось учиться... говорить. Но Саша - человек трудолюбивый и добросовестный. Постепенно овладел сценической речью и от микроэпизодов перешел к центральным ролям. А в спектакле "Сватання на Гончарiвцi" А. Бабий вообще играл сразу две роли - Стецька и его отца. Но это еще ничего. В "Карьере" по Брехту и в "Г-i-р-к-о!" по пьесам Чехова, Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова ему приходилось выходить на сцену в трех ролях.
Но самые большие его удачи - это те роли, в которых он может соединить свои дарования мима и драматического актера. Обе сыграны в спектаклях по Шекспиру: Пак ("Сон в летнюю ночь") и Призрак ("Гамлет"). В последнем спектакле средствами пантомимы А. Бабий блестяще передает сюжет и суть знаменитой сцены "Мышеловка". Это мимическое соло неизменно вызывает бурные зрительские аплодисменты.
А. Бабий часто выступает и как мим в разных программах, концертах, проектах. На Международном фестивале клоунов и мимов "Комедиада-2012" ему был вручен специальный приз "Наследники Марселя Марсо". Название награды не случайно: А. Бабий на сегодняшний день - один из очень и очень немногих артистов, кто работает в жанре классической, "черно-белой" пантомимы. В Одессе он вообще один такой.
Тридцать с лишним лет назад, когда мы только познакомились, трудно было представить дальнейшую судьбу Саши Бабия. Но я рад, что он осуществил свою детскую мечту играть на сцене, но при этом остается верным тому искусству, благодаря которому и попал в мир Театра.
Александр ГАЛЯС.