Номер 30 (1225), 8.08.2014
Мы предложили нескольким коллегам поделиться своими впечатлениями от фестиваля и его кинопрограммы.
Анастасия: "Что осталось в моей памяти от фестиваля? Атмосфера и определенное послевкусие.
В этом году церемония открытия и закрытия прошли не в Оперном театре, а в музкомедии. Это сказалось на атмосфере фестиваля, аристократическая утонченность оперного уступила место практичности музкомедии. И в этом был ряд преимуществ, вплоть до большего количества точек с кофе и едой. Что важно для "обычных" зрителей.
Что касается кино, то я буду говорить о картинах, которые меня задели.
Что будет, если внутренний голос приобретает вполне реальный человеческий облик. И это второе я, или совесть ходит за тобой все время и не дает покоя. А если еще добавить немного магии, любви, криминала, темного прошлого, тяжелых воспоминаний? Тогда вы получите фильм "Стерео". Фильмы такого типа смотрятся легко и на одном дыхании.
"Для того, кто чувствует, жизнь - трагедия, для того, кто мыслит, - комедия". Так гласит известный афоризм. А вот в фильме "Звезда" жизнь - это трагикомедия. Судьба трех героев, каждый из которых по-своему несчастен, в один момент переплетается и меняет их жизни. "Зимняя спячка" раскрывает сложный внутренний мир супругов, которые отдалились друг от друга. Фильм идет более трех часов, однако он того стоит.
Ну и наконец невозможно не отметить "Свидание вслепую" - веселую комедию, которая рассматривает типичный любовный треугольник: муж, жена, любовник.
Конечно же, это только субъективное мнение и намного больше фильмов заслуживают внимания".
Марина: "Юбилейный кинофестиваль оказался гораздо слабее прошлых. Оно и понятно, учитывая ситуацию на востоке Украины. Только ленивый, похоже, не заявил, что проведение подобных мероприятий - "пир во время чумы". Сама Виктория Тигипко, как могла, отбивалась идеей объединения людей, поддержки искусства и т. п. Но не провести фестиваль означало бы похоронить его. В принципе, все держалось в рамках - пафоса было гораздо меньше, чем раньше, костюмы проще, минуты молчания и общая атмосфера была не такой праздничной, как раньше.
О самой программе.
Не было российской программы, которая в предыдущие годы собирала любителей Гоши Куценко, Дмитрия Дюжева и подобных. Так что часть посетителей отсеялась сама по себе - они просто не знали, на какое кино идти, не видя ни одной знакомой фамилии. Возможно, отчасти этим и объясняется, что российский фильм "Звезда" с грузинской актрисой в главной роли и банальнейшим сюжетом получил 4.4 в зрительском голосовании.
Международная конкурсная программа состояла из 12 фильмов, и большинство из них были "одноразовыми". Каждый день был фильм, с которого хотелось уйти. Такого не было еще никогда. Гала-премьеры были на порядок сильнее, но не спасли ситуацию.
Разочарованием стал "Майдан". Это кино, которое, на мой взгляд, нельзя показывать за границей. Оно создает абсолютно неправильное восприятие ситуации у людей, которые не прожили эти месяцы. Образ агрессивных, грязных людей, которые набрасываются на 20 бездействующих "беркутов". Тем более удивительно, что причиной Майдана заявлено приостановление интеграции с ЕС, что далеко не так. В общем, кино вызвало массу споров, и вряд ли может быть оценено однозначно.
Из хорошего стоит особо отметить ленту Наны Джорджадзе "Моя русалка, моя Лореляй", которая снималась в Одессе в 2012 году. Этого фильма ждали два года все, кто хоть немного знаком с творчеством режиссера, и не разочаровались. На мой взгляд, это один из лучших фильмов фестиваля и безусловный лидер в конкурсных программах, однако зрители и жюри решили иначе. Решение жюри, в принципе, вызвало удивление, особенно фильм "Черный уголь, тонкий лед". Но каждое кино находит своего зрителя. Фестиваль состоялся, и это уже очень важно".
Мария: "Мой ОМКФ закончился раньше, чем у всех - "Майданом" Лозницы. Фильм противоречивый и неожиданный настолько, что после премьеры на режиссера набросились с упреками, мол, показал все слишком обыденно и безэмоционально. Публика ждала epic-драму c супергероями, а им - бах! - и показывают длинные планы обычных людей, которые просто ходят, спят, общаются, пьют чай, фоткаются на фоне баррикад. Нет разбирания брусчатки, кидания коктейлей и т. д.
Те, кто хоть чуточку разбирается в драматургии (я знаю совсем каплю - так что поправьте, если неправа), так вот, они понимают, что в кино персонажи делятся на четыре категории. Часть аудитории ждала от этого фильма персонажей-"идолов", то есть, супергероев, которые победили глобальное зло, как в привычном боевике. Вместо этого они увидели персонажей "наши знакомые" - простых людей, которые ходили (иногда слегка потерянно) по Майдану. Логично, что люди запоминали все самое яркое и именно это "яркое" хотели видеть на экране.
Но давайте по-честному. Если не считать последний месяц, дни разгонов и Вече, а брать обычные будни Майдана, то так там и было. Я помню себя, когда я тоже праздно прогуливалась, фотографировалась, пила чай и не знала, куда себя приткнуть, а еще чаще, к своему стыду, вообще не приходила, потому что "обыденно", как сказал недовольный зритель, которого заставили два часа смотреть скучноватое кино. А люди стояли на Майдане, несмотря на мороз и часто скуку. И это тоже - часть Майдана, на мой взгляд, вполне логичная: там же не увеселительная программа была. Причем, эту "обыденность" иногда было сложнее выдержать, чем разгар событий. Но они выдержали, не разошлись и победили.
И еще. Документальное кино - это не новости, и нельзя требовать от режиссера, чтобы он показал, как "правильно", а как - "неправильно", "создал нужный образ", "соблюдал баланс". Он снимает только то, что видит. И это его право.
В общем, прав был Виталий Манский, когда сказал на мастер-классе: "Снимать документальное кино - большая ответственность, потому что тебя обязательно будут обвинять. А поставь титр "игровое" - и все, никаких претензий".
Материалы полосы подготовил
Андрей РАЙКОВ.
На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО:
- Леван Когуашвили,
сценарист и продюсер фильма "Свидание вслепую".