Номер 25 (1418), 27.07.2018

НЕ БОЙТЕСЬ ВЫБОРОВ, ИДИТЕ В ТЕАТР

Русский театр поставил спектакль "Narodni Poslaneц" по пьесе классика сербской драматургии Бранислава Нушича.

Признаюсь, на спектакль я шла с волнением, так как, пробыв в Сербии около месяца и имея возможность узнать культуру и нрав народа, понимала, что буду довольно критична к актёрской игре. Надежду давал только факт того, что режиссёр спектакля - сам серб Бата Недич.

"Narodni Poslaneц" повествует нам о Евреме Прокиче, который ведёт вполне успешный бизнес, но чего-то в жизни ему не хватает. А именно - победы на выборах. Так выборы меняют жизнь семьи Прокича, его соседей и всего провинциального сербского городка.

Если найдутся люди, которые знают сербский или же просто заинтересуются сербским взглядом на постановку, советую посмотреть телеспектакль "Народный посланник", в котором снялись актёры Национального театра Сербии. Там все сыграно в камерной атмосфере. "Полако" (помедленнее - в переводе с сербского) - своеобразный девиз народа, жить, не торопясь и заниматься чем-либо не спеша. Если бы такую постановку увидели одесские зрители, не думаю, что она пришлась бы по душе просто потому, что текст воспринялся бы абсолютно по-другому: шутки не были бы поняты, а герои не раскрыты. "Полако" протекала жизнь Еврема Прокича до выборов, время, когда он читал газету только лишь для вида, обращая внимания на заголовки, но с выборами он стал вычитывать каждую строчку в статьях, с головой окунулся в предвыборную агитацию, забросив и свою лавку, и жену Павку.

В постановке Баты Недича актёры играют несколько гиперболизированно. Юная дочь Еврема Прокича Даница в исполнении Елены Ященко то вызывающа и резка, то глупа и истерична, а работник Младен в исполнении Валентина Базаря для усиления комического эффекта еще и заикается. А вот Альберт Каспарянц замечательно исполнил главную роль, а Ирина Надеждина так вжилась в роль Павки, что была похожа на сербскую актрису Весну Тривалич, сыгравшую жену главного героя в фильме Эмира Кустурицы "Жизнь как чудо". Она и трогательна, и комична, в общем, идеально вписалась в картину сербской семьи 19-го века.

Супружеский дуэт Сергея и Гуллер Поляковых на этот раз выступил в роли супругов и на сцене. Спира и Спириница в их исполнении - очень колоритная пара: их дружественные перепалки и борьба за первое слово в семье - "в самое яблочко".

В целом актёрский состав держал ритм сербской жизни и смог передать образы этого экспрессивного народа.

Сценография спектакля, достаточно незамысловатая, зато аутентичная. Такую картину - двухэтажные домики, сродни нашей Молдаванки или Слободки, и церковь в начале улице, - можно увидеть в любом сербском городе. За пространственной декорацией дома Прокича - столики уличного кафе; музыканты, посетители и прохожие видны так, словно зритель выглядывает из окна дома посмотреть, что же происходит там, на улице. А улица похожа на "белградский Монмартр" - Скадарлию, оживлённое место, популярное благодаря белградской богеме, которая уже не один век собирается в местных кафанах (тавернах) и слушает уличных музыкантов, которых в спектакле изображал клезмер-бэнд "Мамины дети", что стало главной изюминкой постановки. Со сцены звучали народные сербские мелодии, песни из репертуара Горана Бреговича и Эмира Кустурицы. Это было живо и ярко.

Закончили же спектакль на весёлой ноте - сербским хороводом коло, в котором принимали участие все актёры.

В завершение хочется сказать, что не надо бояться темы выборов; она в постановке Русского театра присутствует, но не в такой степени, чтобы опротиветь зрителю. Намного больше тут улыбок, смеха, балканского колорита и хорошего настроения.

Мария ЧУМАКОВА.