Номер 25 (872), 13.07.2007
БАНДИТСКАЯ ОДЕССА
Множество доверчивых граждан ежегодно становятся жертвами привокзальных цыган. Прежде всего, опасно для мирных граждан так называемое цыганское гадание, которые обычно сопутствует попрошайничество. Обе эти "профессии2 требуют значительных навыков, находчивости, красноречия, знания и понимания человеческой психологии, которые вырабатываются у цыганки с младенчества. Иногда гадалка для саморазвлечения или развлечения своей компании вместо ворожбы на цыганском языке ругает свою клиентку: "Ну и дурная же ты баба, дура, дурнее нет!". А та, не понимая, кивает головой и радуется - как хорошо цыганка гадает. На гадании женская половина цыганской семьи зарабатывает в день сумму, эквивалентную 20-50 долларам, а иногда и во много раз больше. Представляют значительный интерес и прочие способы совершения цыганами отдельных видов преступлений.
Мошенничество может перерасти в ограбление, когда группа цыганок, заполучив в руки одной из преступниц ценную вещь или деньги, тут же на глазах жертвы передает похищенное другой цыганке, та уходит, а остальные задерживают потерпевшую или потерпевшего, поднимая шум, размахивая руками и хватая клиента, бесстыдно задирая свои юбки. При этом они могут еще сорвать с руки потерпевшего часы, золотую цепочку, перстень, вырвать сумочку. Тем не менее, квалифицированные мошенницы считают позором для себя работать столь грубо.
В последнее время в Одесской области, особенно летом, участились случаи мошенничества, совершенного лицами цыганской национальности. Цыганами умело используются психологические приемы, выработанные на протяжении десятилетий. Известны случаи, когда у совершивших преступления цыган изымалась специальная литература для психологов-практиков, повествующая о методах воздействия на психику человека. Многие цыгане, обладая знаниями гипноза, останавливали на улицах женщин, которые под воздействием гипноза заводили цыганок в дом, отдавали им все свои ценности. Заметим, что жертва приходила в себя через 1-2 часа, что давало преступникам возможность бесследно скрыться.
Иногда цыгане заходят в квартиры с какой-нибудь простой просьбой (например, попить воды). И пока хозяева исполняют просьбу, опытные воришки успевают найти и похитить ценные малогабаритные вещи. Используют преступники также суеверность и безграмотность отдельных граждан, которые верят в сверхъестественные способности цыган гадать и снимать порчу. Принцип гадания весьма прост: сначала у жертвы выуживается информация о близких родственниках, затем сообщается о порче и о близкой смерти родственника. Снимается порча путем передачи гадалке имеющихся у жертвы денег и драгоценностей, которые являются "плохими".
Большинство цыган занимается мошенничеством, называемым "ломка денег": получив от продавца недорогую покупку, преступник расплачивается крупной купюрой, а сдачу держит в руке на глазах у будущего потерпевшего. Затем он несколько раз просит заменить товар, а потом отказывается от приобретения, возвращает покупку и сдачу, забирает свою купюру и уходит. Но он успевает вынуть из пачки сдачи несколько бумажек, а зачастую загибает остальные купюры пополам, для создания видимости толщины пачки. В последние годы цыгане стали применять этот способ при обмене валюты. Сначала клиенту дают взамен валюты настоящие деньги, но какую-то сумму не додают. Покупатель, пересчитав, говорит о недостаче. Цыган, изображая удивление, берет деньги обратно, на глазах у жертвы пересчитывает, соглашается с фактом недостачи и, держа всю пачку денег в одной руке на глазах у покупателя, второй рукой достает из кармана штанов недостающую купюру, кладет в пачку и передает потерпевшему. Однако когда он пересчитывал деньги во второй раз, то уже "заломал" несколько купюр и незаметно спрятал их в руке, которой потом достал одну недостающую купюру из кармана, оставив вместо нее в кармане несколько других, на гораздо большую сумму. Заметить манипуляции невозможно, даже зная способ и внимательно наблюдая за руками мошенника. Надо только получая деньги в последний раз, вновь их сразу же пересчитать. Кстати, этот способ у цыган переняли и преступники других национальностей.
Цыганки часто занимаются "запаркой": мошенница держит купюру на виду, иногда даже пропуская свою очередь, словно бы кого-то поджидает, заговаривает продавца и окружающих, выбирает покупку, но деньги незаметно прячет, делая вид, что отдала их продавцу. Набрав покупок, а иногда и получив сдачу, уходит.
Среди цыганок распространено мошенничество с "куклой", которую называют "пак". Они заранее готовят денежную "куклу" из пачки бумаги с настоящими купюрами с обеих сторон. Договорившись с продавцом дорогостоящего товара о покупке, цыганка медленно отсчитывает ему необходимую сумму настоящими деньгами, завязывает, как правило, в носовой платок и отдает продавцу. Затем, раздумав, забирает платок с деньгами назад, но тут же, еще раз передумав, возвращает обратно продавцу. Конечно, второй раз она передает уже "куклу", а настоящие деньги незаметно исчезают в многочисленных складках цыганской одежды. Впрочем, многие мошенницы бывают совершенно не похожи на цыганок - как внешне, так и по одежде. При мошенничестве с покупкой очень дорогих товаров, например, таких, как автомашина, лошадь, дом, участвуют и мужчины.
Под видом гадания бедолаг обирают до последней нитки. Но, оказывается, и на старуху бывает проруха.
За честь обманутых и оскорбленных поквитался недавно сорокалетний восьмикратно судимый рецидивист Михаил. Решивший поживиться за его счет представитель вольного народа, говорят, даже плакал от досады, когда понял, как его жестоко обманули.
На Одесский вокзал Михаил попал поездом, возвращаясь после очередной отсидки. Причем попал таким образом, что ни денег, ни билетов у него не было. Единственная ценная вещь - куртка, купленная в лучшие времена. Ее-то и решил пустить в дело находчивый сиделец.
Встретив на платформе молодого цыгана, Михаил предложил ему свою куртку по весьма умеренной цене - 20 гривен плюс бутылка водки. Стоимость была явно занижена, и обрадованный удачной сделкой цыган немедленно выложил искомое. Деньги Михаил положил в карман, а водку распили на пару. Но когда цыган потребовал отдать свою покупку, рецидивист наотрез отказался и даже позвал милицию, заявив, что его грабят. Милиционеры подоспели быстро, и оскорбленному в лучших чувствах цыгану пришлось уйти.
Не прошло и часа, как Михаил вновь разыскал цыгана и вновь предложил ему куртку. На этот раз Царьков попросил за вещь 50 гривен и бутылку водки - и тогда уж куртка будет его. Как ни странно, цыган снова поверил и выложил деньги и водку. Спиртное распили опять вместе, а куртку цыган потребовал отдать наперед и, взяв ее у Михаила, передал подоспевшим сородичам, которые тут же унесли ее в неизвестном направлении. Оставшись без куртки, рецидивист и не думал унывать.
Допив водку, он немедленно отправился в милицию, где снова заявил, что цыган его ограбил и отобрал куртку. Найти и цыгана, и куртку удалось довольно быстро. Доведенного чуть ли не до нервного срыва цыгана привели в дежурную часть. Тут он, как на духу, выложил всю историю. Михаил не отрицал, что продал куртку, но сказал, что взял за нее всего 10 гривен. Куртка перекочевала обратно в руки хозяина, который отдал злосчастные деньги цыгану. На глазах у изумленных милиционеров взбешенный представитель вольного народа разорвал купюру на мелкие части. Михаил же твердо стоял на своем. Рецидивиста обыскали, но денег так и не нашли.
Тут один из милиционеров обратил внимание на подозрительный бугорок на щеке у Михаила. Его попросили открыть рот, но он не дался. Вытащить деньги у ушлого сидельца так и не удалось. Лишь когда под действием выпитого он уснул, его рот непроизвольно открылся, и из него на пол вывалились две плотно свернутые в трубочку купюры. Деньги вернули многострадальному цыгану, однако и Михаил своего не упустил: хоть и денег не заработал, но зато попил на шару за цыганский счет...
В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик;
Т. КОЛЕСНИЧЕНКО,
журналист.