Номер 19 (915), 30.05.2008
В течение первых двух месяцев нынешнего года многие автомобилисты были возмущены тем, что сотрудники ГАИ забирали у них водительские удостоверения. Хотя чего возмущаться: если вы едете, не нарушая правил, то какие могут быть претензии?
Ситуации, безусловно, бывают разные, как, впрочем, и сотрудники ГАИ. Например, пешеход начал переходить дорогу, а вы поворачиваете на зеленый свет. Вы считаете, что пешеход еще далеко и идет медленно, а сотрудник ГАИ скажет, что расстояние между вами было небезопасное, и вы не пропустили пешехода. При таких спорах я присутствовала лично во время участия в рейдах. Точку в этом споре может поставить только суд. Причем водителю приходилось идти туда в течение трех дней - без водительского удостоверения мало кто решится сесть за руль. Отчасти такая мера - временное изъятие документов до решения суда - была своевременна, так как количество жертв на дорогах постоянно увеличивалось. Но, с другой стороны, она оказалась незаконной - к такому выводу пришли работники прокуратуры. Остается только удивляться, как главный милиционер страны Юрий Луценко, который должен стоять на страже Закона, этими самыми законами пренебрегает, давая подчиненным сомнительные указания.
Тем не менее, пик снижения аварийности и жертв ДТП пришелся именно на то время, когда сотрудники ГАИ выполняли незаконное указание своего министра. Как рассказал на пресс- конференции замначальника областной Госавтоинспекции Валерий Колодуб, по Одессе количество ДТП за первые 4 месяца нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего снизилось на 60 %, количество погибших - на 28 %.
Теперь при совершении водителем нарушения сотрудник ГАИ водительское удостоверение не изымает, и если решение о лишении документа примет суд, а водитель оказывается незаконопослушным и сам документ не сдает, за ним приходится идти домой. Так что, когда одесситы звонят и просят "разрулить" ситуацию на каком-либо перекрестке с неработающим светофором, руководство ГАИ может вполне резонно ответить, что сотрудники заняты посещением нарушителей. Нередки случаи, когда нерадивый водитель игнорирует решение суда и продолжает водить машину, более того, не прекращает садиться за руль в нетрезвом виде. Чтобы пресечь такие случаи, теперь водители, замеченные два раза за рулем в нетрезвом виде, будут лишаться не только прав, но и самого автомобиля. По заверениям сотрудников ГАИ, такая мера вполне законна. Пока прокуратура на этот счет ничего не сказала.
Головной болью сотрудников ГАИ по-прежнему остаются мопедисты. Добрые родители покупают своим чадам мопеды, на которых те гоняют по дорогам, не зная правил, и, естественно, не выполняя их. В среднем ежедневно в Одессе происходит два ДТП с пострадавшими, виновниками которых являются водители мопедов. Несовершенство законодательства сказывается и здесь: мопеды с объемом двигателя меньше 50 куб. см регистрации не подлежат, то есть такие мопеды нигде не числятся. Найти скрывшегося с места происшествия мопедиста очень сложно. С другой стороны, страдают при этом и сами владельцы мопедов: ведь в случае кражи железного коня искать его можно разве что по каким-то особым приметам - номерных знаков это транспортное средство не имеет. Верховная Рада обещала внести изменения в законы и обязать владельцев мопедов регистрировать их, но пока нашим избранникам не до этого.
- Любителям езды на велосипедах пока специальные дорожки, как говорится, "не светят", - сообщил Валерий Колодуб.
Для их обустройства существуют определенные нормативы - дорожку можно строить в том случае, если на данном участке проезжают каждый час не менее 50-ти велосипедистов. Зато перекрестки Одессы планируется оборудовать камерами видеонаблюдения.
Ирина ДОЛМАТОВА.