Номер 05 (1537), 11.03.2021
Свою персональную выставку Елена Аль-Хадж назвала "Вопреки времени". Что она вложила в это понятие? Вопреки годам, бегущим так быстро? Вопреки обстоятельствам?
Картины, написанные, в основном, за последние десять лет, дают возможность ответить на эти вопросы: проследить эволюцию художественного стиля Елены и результаты многолетних творческих исканий. А они впечатляют! Сегодня Аль-Хадж — одна из самых ярких одесских живописцев.
Елена нередко употребляет важное для неё по смыслу выражение — "расширить рамки" в применении к творчеству. А если расширить рамки выставки? Тогда мы увидим девочку, которая малюет на чём придётся, затем ученицу художественной школы, куда привела её мама, художница. Затем — студентку "Грековки". Здесь в Елену заложили прочный фундамент профессиональных знаний, умений, навыков. Елена Аликберова, Тамара Егорова, Светлана Крижевская и другие преподаватели училища раскрывали смысл классической триады ремесла художника — рисунок, колорит, композиция, передавали навыки профессиональных приёмов, формировали высокий художественный вкус.
Жизнь художника, как и любого человека, развивается по спирали. Сложилось так, что в начале пути, в 1990-е, Елена рисовала портреты на Приморском бульваре. Эстеты усмехнутся: второсортность! А сама художница считает, что эта работа научила её схватывать суть натуры,
Однажды возле неё остановился студент строительного института, ливанец Али Аль-Хадж... Вопреки уговорам мамы и друзей Елена оказалась в Ливане. Восток хлынул на европейскую женщину ярчайшими красками. Здесь жизнь замирала в дневную жару и пробуждалась на закате. Первые пейзажи маслом Елены впитали в себя эти ощущения. Яркие чистые тона — горы, песок, пятна зелени. Плотный мазок, обобщенность. Даже некий символизм.
Молодая одесситка решила показать себя как художника — писать портреты. В центре Бейрута, месте отдыха преуспевающих дельцов и шейхов разных стран, она осмелилась конкурировать с местными мастерами. Вот тут и сказалась сила одесского художественного образования! Через некоторое время к ней начала выстраиваться очередь.
"Было очень интересно, — вспоминает Елена. — Лица совсем не такие, как у нас. Особенно у детей. Они обласканы солнцем, белозубы, из чёрных глаз брызжут искры! А жены шейхов — в парандже. Вот и попробуй написать портрет, если на лице только сверкающие глаза!".
Супруги всё-таки решили обосноваться в Одессе. Опять раздумья, сомнения. Интуитивно Елену манил цвет. Он и вывел художницу на новый виток творчества. Колорит картины — целая симфония красок и их оттенков. Цвет — язык живописца. Им нужно овладеть!
Учителями Елены стали цветы. Она превращала заброшенный сад на даче в произведение ландшафтного дизайна, а выращенные ею цветы обретали вторую жизнь на полотнах.
На одной из первых выставок, где Елена представила натюрморт с тюльпанами, она нечаянно услышала разговор Тамары Егоровой с другим художником. "Вот тюльпаны, — говорила она, — всё вроде правильно, но цветы не пахнут!". Эти слова стали для художницы буквально путеводными. Как же передать красками запахи, атмосферу? Больше того: как выразить своё мироощущение?
Муки творчества — это и про Елену. Но такой она человек — если поставила цель, значит добивайся. Художница училась вселять жизнь, дыхание в великое множество роз, сирени, хризантем, гладиолусов... Зрители видели, как от выставки к выставке растёт её мастерство. А официальное подтверждение — приём Аль-Хадж в Национальный Союз художников Украины.
Но теперь она хотела большего. Цвет может быть ликующим, вялым, возбуждающим, холодным, робким, энергичным, подавляющим. Разве это, по ассоциации, не характеристики человека? Значит, через цвет можно говорить о добре, человечности, счастье. А это уже философия...
В натюрмортах Елены обретают вторую жизнь не только цветы, но и вещи. В её мастерской множество предметов старины — подсвечники, фонари, завитки кованого железа, с любовью собираемые. Они перекочёвывают на полотна, они будят творческое воображение, без которого художник немыслим.
Натюрморты Елены Аль-Хадж — праздник радости, жизнелюбия, наслаждения красотой всего сущего. Стиль её работ можно определить как экспрессивный реализм.
Пейзажи — иное дело. Они отличаются от натюрмортов более сдержанной гаммой, что продиктовано самой природой. Поэзия белёных хаток и дощатых изгородей, закатных лучей, их бликов на речной или морской воде, засыпанной снегом Одессы. Традиционный реализм — он не менее значим для художницы.
Вернувшись с выставки, Елена написала в Фейсбуке: "Счастлив лишь тот, кто находит поддержку близких. Для меня наш творческий Союз художников стал второй семьей, замечательной, дружной". И это правда. Елена и её подруга, керамист Наталья Будурацкая добровольно стали кураторами выставок в зале Союза на Греческой. Общение с молодыми и маститыми художниками, дискуссии, обсуждение выставок — это так важно! Не менее важны для Елены и пленэры, где можно научиться у природы, которая не только учит, но и вдохновляет — на создание картины и даже на стихи, которые рождаются как продолжение живописи..
По словам Елены, "букетный" период уходит в прошлое. Но её потенциал не исчерпан. Сильная, энергичная натура, она горит желанием "расширить рамки". Намерена вернуться к портрету, но уже на новом витке. Хочет делать, как шутит она, "немножко глобальное". Может быть, вопреки себе, сегодняшней?
Вероника КОВАЛЬ, кандидат филологических наук.