Номер 4 (1444), 7.02.2019

"ПРОДЕЛКИ ЗЕВСА" или "ПРОДЕЛКИ ЕВРОПЫ"?

Выставка живописи и скульптуры под однозначным названием "Проделки Зевса" открылась в выставочном пространстве "Квартира № 6" Одесского муниципального музея личных коллекций имени А. В. Блещунова (Польская, 9) как раз в канун 30-летнего юбилея храма искусств.

Но, как с юмором заметила директор музея Светлана Остапова, пиар-менеджер Алина Манасова все время путалась, называя экспозицию "Проделками Европы", дескать, Зевс красавицу похитил, но она же была не против! Контраст жесткой бычьей шкуры (по преданию, Зевс превратился в быка, чтобы подманить к себе царевну) и нежной девичьей кожи вдохновлял не одно поколение мастеров изобразительного искусства, и одесситы - не исключение (а именно произведения одесситов составляют большинство экспонатов на выставке).


- Красота женского тела и сюжеты древнегреческих мифов вдохновляли художников на протяжении многих эпох, - произнесла на вернисаже Светлана Ивановна. - "Похищение Европы" - один из тех мифов, который дал широчайший диапазон художественной интерпретации классической истории любви. А еще - возможность выразить восхищение женственностью и красотой, пленивших самого Зевса. Казалось бы, о "Похищении" все уже давно сказано и написано: вспомним Овидия, шедевры Тициана, Рембрандта, Гойи, Серова. Изобразить собственную версию мифа о "Похищении" - настоящий вызов для современных авторов, который приняли участники выставки "Проделки Зевса".

На выставке представлена лишь часть персональной коллекции Виталия Томчика о похищении Европы, которую он собирал около тридцати лет. Коллекция включает более 100 произведений скульптуры, живописи и графики, 38 из которых зрителям показали в едином пространстве. Среди авторов работ - легендарные Валентин Хрущ, Владимир Харченко и Николай Степанов, талантливые современники Игорь Зяблов, Александр Мельников, Николай Прокопенко, Сергей Папроцкий, Александр Токарев, Леонид Шилов и другие. Коллекция воспроизводит известный сюжет в разнообразных техниках и отражает множество самобытных взглядов на образы Европы и Зевса. Виталий Сильвестрович Томчик - коллекционер, президент благотворительного фонда "Museum", ученик Александра Владимировича Блещунова, мастер спорта по альпинизму, основатель клуба экстремальных путешествий "Третий полюс". Свою страсть к коллекционированию объясняет влиянием Александра Владимировича Блещунова:

- Наш наставник очень любил своих учеников и многим из нас привил не только любовь к горам, но и к искусству. Помню маленькую галерею "Декор" в подвале, где я время от времени покупал картины, и однажды приобрел "Похищение Европы" Виктора Сапатова (она и на этой выставке есть). В тот же день зашел в галерею "На Уютной" - и там обнаружил тот же сюжет! На обратном пути заглянул в галерею "Белая Луна", где меня снова ждали Зевс и Европа. Я понял, что все художники так или иначе обращаются к этой теме. И начал собирать коллекцию. Но я не рассказывал художникам об этом, а то бы они все ринулись на этот рынок, старались поймать конъюнктурный спрос, что вредит искусству... Лет семь назад я перестал пополнять коллекцию. Уж как только художники не перекрутили этот сюжет: и бык справа, и бык слева, кажется, ничего нового уже придумать нельзя. На смену пришли другие интересы, а главный мой интерес - ходить в горы. К тому же я собирал коллекцию, не планируя сделать выгодную инвестицию, я покупал то, что мне нравится. И сейчас делюсь с вами этим!

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.