Номер 20 (1460), 6.06.2019

ДОРОГА К ПУШКИНУ

Стихи Пушкина лежат в основе множества романсов. А вот романсов о Пушкине - наперечет.

Да и то большинство из них сочинено киевскими авторами - композитором Владимиром Быстряковым и поэтом Владимиром Гоцуленко. Созданный ими в 1987 году вокальный цикл "Дорога к Пушкину" лег затем в основу аудиоальбома и телефильма. А в 2004 году, в преддверии очередного пушкинского юбилея, Владимир Николаевич поделился со мною воспоминаниями о том, как появилось это сочинение.


Любовью к Пушкину Володю Гоцуленко "заразил" отец, знавший наизусть всего "Евгения Онегина". Сейчас в это нелегко поверить, но в предвоенные годы, особенно после поистине всенародного всплеска внимания и любви к поэту, случившегося в 1937-м, когда отмечали столетнюю годовщину его гибели, подобное вовсе не считалось чудачеством. Не мог в то время ни один пишущий стихи молодой человек не быть зараженным пушкинским "вирусом". А Николай Гоцуленко относился к сочинению стихов серьезно, готовил к печати первый свой сборник, который должен был увидеть свет осенью 1941-го. Много лет спустя, уже будучи редактором молодежной одесской газеты "Комсомольська iскра", Владимир Николаевич попросил знакомых архивистов найти тематический план издательства за 1941 год и убедился, что книга отца действительно должна была выйти в третьем квартале...

Отцовская влюбленность в Пушкина передалась и Володе, который по примеру отца тоже начал сочинять стихи. А тут еще и Одесса, в 1950-60-х годах не утратившая примет пушкинской эпохи. В ту пору можно было зайти, к примеру, в крохотный дворик-колодец по Красному переулку, 18, и почувствовать, будто перенесся из середины ХХ в начало ХIХ века. Мемориальная доска на неказистом двухэтажном домишке подтверждала, что здесь в начале 1820-х собирались члены общества "Феличе Этерия", обсуждая планы борьбы за независимость родной Греции... На пересечении Пушкинской и Ланжероновской еще стоял знаменитый "пушкинский" дуб... Патриархальные домишки окружали площадь Мартыновского, которую все одесситы продолжали именовать Греческой...

Иными словами, много ли надо поэтически одаренному человеку, чтобы родились стихи, посвященные "солнцу русской поэзии"?! Но журналистская ипостась тянула молодого автора к более глубокому осознанию темы, что привело его в село Михайловское, к легендарному Семену Гейченко - директору музея Пушкина.

- Встреча с Семеном Семеновичем Гейченко стала для меня большим счастьем, - признавался Владимир Николаевич. - Он открыл мне такого Пушкина, о котором я и подозревать не мог. Ведь даже отец, от которого мне передалась любовь к Пушкину, рассказывал о нем, что называется, глянцево, не говоря уже о том, как преподносили Пушкина в школе. А вот Семен Семенович помог мне увидеть Пушкина просто человеком - живым, увлекающимся, кстати, очень и очень непростым...

Кое-что в его изложении меня поначалу даже шокировало. Например, бессмертный рассказ о том, как Пушкин ходил по борделям, как лечил триппер... В свое время из Пушкина создали памятник, монумент, так что трудно было представить поэта за иными занятиями, кроме сочинения стихов. Между тем это был, хотя и необыкновенный, но все-таки человек - со взрывным характером, суеверием, порою грубостью и т.д. В этом человеке от Бога был заложен гений, но интересно еще и прослеживать, как он гением становится...

Меня Гейченко как-то спросил: "Володя, вот ты живешь в Одессе, а никогда не задумывался, почему Пушкин "одесского периода" был таким популярным? Ну, что он там такого сотворил в 24 года?! Тогда многие писали стихи, кого этим можно было удивить?"

Я честно признался, что об этом не думал, славу молодого Пушкина принимал как должное. После чего Семен Семенович поведал мне прелестную историю. По его словам, среди великосветских дам был распространен слух, будто Пушкин обладает особо выдающимся, скажем так, "хозяйством". Вот вы смеетесь, а между тем это был совершенно гениальный, как мы бы теперь сказали, пиар-ход, заставивший дам с особым интересом взирать на этого молодого, кучерявого, энергичного, непредсказуемого человека. А от интереса к личности уже шел интерес к стихам... Для меня этот рассказ тоже стал каким-то маленьким "ключиком" к раскрытию пушкинского характера. Тем более, что я ведь писал не о том, как рождаются стихи, а о человеке...

Хотя история создания некоторых пушкинских стихов тоже интересна. Я как-то спросил Семена Семеновича: как же так получилось, что Анна Керн, с одной стороны, "мимолетное виденье, гений чистой красоты", а с другой - Пушкин отзывается о ней как о даме легкого поведения? И Гейченко мне замечательно ответил: "Так в этом весь Пушкин! На то он и гений!"

Беседы с выдающимся пушкиноведом побудили поэта более объемно и глубоко взглянуть на личность своего героя. А в архивах отыскались совершенно поразительные вещи.

Например, в январе 1945-го во время боев за венгерский город Жамбек чудом спасся от смерти гвардии старший лейтенант Петр Мишин. Осколок вражеского снаряда угодил в его полевую сумку, где лежал томик Пушкина. Осколок пробил двести страниц книжки и застрял как раз перед стихотворением "Талисман". Под впечатлением этой истории В. Гоцуленко сочинил свой "Талисман", давший впоследствие название сборнику, который выдающийся поэт Давид Самойлов назвал "приятным открытием".

В начале 1980-х Владимир Гоцуленко, уже будучи лауреатом областной молодежной премии им. Э. Багрицкого, переехал в Киев, где сначала возглавил журнал "Ранок", а затем стал главным редактором издательства "Молодь". В 1987 году он выпустил поэтический сборник "Дорога к Пушкину", в котором собрал свои стихи о любимом поэте. А поскольку в тот год отмечалось 150-летие гибели Пушкина, то книга привлекла внимание редакторов республиканского телевидения, предложивших автору прочитать свои стихи в тематической программе. В. Гоцуленко отказался; он считал, что стихи в принципе лучше читать актерам. Вскоре с телевидения позвонили снова. На сей с идеей дополнить актерское чтение романсами на стихи из этого цикла. Наш поэт и тут попробовал было возразить - дескать, не проще ли использовать романсы Глинки (лучше все равно не напишешь!), но телевизионщики настаивали на своей идее. И вот тут случилась знаменательная встреча с киевским композитором Владимиром Быстряковым, который и стал автором романсов.

Многих этот выбор удивил. В. Быстряков до того был известен как автор эстрадных "шлягеров" (самый популярный - "Куда уехал цирк?"), музыки к мультфильмам ("Приключения капитана Врунгеля" и др.), но никак не ассоциировался с "пушкинской темой". В. Быстряков и сам признавался впоследствии: "До сих пор не пойму, как композитор, сочиняющий эстрадные шлягеры, вдруг почему-то неожиданно для себя настолько пленяется стихотворениями о давней эпохе, с какими-то очень длинными строчками, с которыми прежде никогда не имел дела, что забрасывает все ради работы над ними. Вот что случилось со мной, когда я впервые прочел стихи Владимира Гоцуленко. Я как-то сразу почувствовал в них необычную мелодику, энергетику чередования света и тьмы, музыку пронзительной и пронизывающей боли".

Так родились первые пять романсов, которые в упомянутой телепередаче исполнил дуэт Любови и Виктора Анисимовых. Резонанс от передачи оказался настолько сильным, что авторам заказали продолжение. Так родился целый вокальный цикл "Дорога к Пушкину". Решено было записывать его на фирме "Мелодия", и тут встал вопрос об исполнителе. Обратились сперва к Александру Малинину, но, как остроумно заметил Владимир Николаевич, "не сошлись с финансовыми интересами его жены". Тогда В. Быстряков предложил пригласить Николая Караченцова. Тот сперва сопротивлялся: "Ну какой из меня певец, я же драматический актер", но В. Быстрякову именно это и требовалось.


Постепенно Н. Караченцов увлекся, да настолько, что признавался: "Когда я исполняю романсы на слова В. Гоцуленко, всякий раз комок подкатывает к горлу". Артист блестяще исполнил свою роль, и в 1988 году появился диск-гигант "Дорога к Пушкину", на обложке которого помещена совместная фотография поэта, композитора и исполнителя.

А в 1994 году на основе этого цикла в "Останкино" сняли телевизионный фильм "Романс о поэте", сценарий которого написал сам В. Гоцуленко. Об этом фильме и вокальном цикле неожиданно тепло отозвался писатель Юрий Бондарев - человек строгих и даже в чем-то ортодоксальных взглядов. Тем не менее он отметил, что песни В. Гоцуленко и В. Быстрякова, "будто перегоны между почтовыми станциями, приближают нас к "первой любви России"". Шесть лет длилась непростая, но творчески счастливая работа над "пушкинским" циклом, истоки которого - в нашем городе.

В 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения великого поэта, именно В. Гоцуленко, В. Быстряков и Н. Караченцов стали главными действующими лицами юбилейного представления в московском музее А. С. Пушкина. В. Гоцуленко написал сценарий представления, в котором принимали участие 20 актеров Театра на Таганке, а среди зрителей - ведущие ученые-литературоведы. Тогда же Владимир Гоцуленко был награжден Пушкинской медалью, а его имя занесено в Почетный Реестр Попечителей в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и в Государственном музее А. С. Пушкина (Москва).

Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.