Номер 9 (1449), 14.03.2019

"СМАЙЛЫ" ВМЕСТО ЛИЦ
И ПОРТРЕТЫ В МАСКАХ ИЗ ГЛИНЫ

Живописец Гарри Лиса сменил мастерскую, переехав из бывшего Дома культуры на Пересыпи в один из номеров гостиницы "Пассаж".

Окна мастерской выходят на галерею с французской кондитерской, сувенирными магазинами и, конечно, великолепной архитектурой. Если на прежнем месте художника тревожили призраки соцреализма и сюжеты о двойниках Ленина и Сталина (у них ведь и вправду интересная жизнь), то теперь, когда за окном прекрасные барочные скульптуры, вдохновение приходит из других сфер. Впрочем, когда Гарри шутки ради поставил лицом к окну картину с изображением двойника Сталина, ревнители декоммунизации позвонили в полицию, в мастерскую пришел охранник и попросил полотно убрать от греха.

А в девяностых галерея еще и не то повидала - ее заполонили было торговые лотки, и вместо изящной старины все внимание на себя оттянул Его Величество Базар... Хотя в самом начале девяностых проводили тут художники акции современного искусства, еще до засилия лотков. Совсем недавно по вечерам в галерее можно было встретить танцоров танго, наткнуться на причудливый буто-перформанс или концерт молодежного оркестра. Населена гостиница сегодня в основном студентами из Индии, Гарри считает, это не худшие арендаторы по нашим временам. Главное, что история "Пассажа" продолжается...

В первую очередь взгляд посетителя мастерской привлекает серия картин под условным названием "Дама в черном". Полуобнаженные восточные красавицы в хиджабах излучают сексуальность и загадочность. Художник передал свое восхищение девушками Хургады, Александрии и Каира.

- Их жизнь на самом деле мало отличается от жизни европеек. Признается художник. - Не скрою, они вызывают во мне восхищение!".

Одна восточная красотка - явный трансгендер, на создание этого образа Гарри подтолкнула встреча с Дедом Морозом, которого пригласили развлекать его маленькую племянницу и других детей, да только артист больше напоминал бородатую женщину, чем доброго старика-волшебника...

Ранние пейзажи с переливами полутонов, также присутствуют в мастерской. Надо сказать, Гарри не учился в академии художеств, занимался частным образом у известных живописцев, совсем как знаменитые мастера западноевропейского искусства... Длительное время он работал ассистентом фотографа в съемках разных жанров для брендов Max Mara, Weekend, Antony Morato, сотрудничал с дизайнерами одежды. На показе коллекции Даниила Тимофеева "Осень-зима 2015-2016" в Киеве была задействована работа молодого художника из серии "Человек-кошка" (любимый кот породы сфинкс по имени Даймонд, для друзей Димон - герой многих картин Гарри). Дебют состоялся в рамках проекта "Odessa Fashion Day" в Морской арт-галерее. Была "Одержимость" в галерее "ММ", была "персоналка" в залах ресторана "Cooper Burgers". Работы художника находятся в частных собраниях Украины, России, Польши, Германии, Израиля и США.

- Игорь Сахаров, у которого подолгу находился в арт-резиденции, учил меня, что художник должен быть продаваемым, - перечисляет Гарри. - Никас Сафронов донес до меня необходимость быть человеком публичным, популяризировать свое творчество. Одесский живописец, мощнейший андеграундный художник Виктор Павлов преподал мне урок абсолютной свободы, умения не бояться ничего ни в себе самом, ни в социуме. Он сам работает не ради денег, хотя деньги к нему идут. Было время, я гнался за деньгами, у меня в мастерской стояло одновременно пять мольбертов с одесскими двориками, которых ждали заказчики. Я остановился в какой-то момент, ушел в абстракцию. С 2014 года писал исключительно пейзажи, следя за тем, чтобы никто не мог назвать их милыми и слащавыми. Путешествия помогли понять, что впечатления важны, но миссия человека - работать в той стране, где он родился. И еще: в твоих поисках рождается нечто новое, когда ты отстраняешься от других художников, от выгоды какой-то.

Автопортрет с любимым котом Даймондом, ботинки, купленные на деньги с проданной картины, Альберт Эйзенштейн с подозрительно зеленым, словно доллар, языком... Стоп. Это мы уже перешли к новой серии, перед нами люди-смайлики, или смайлы, как их называет автор. Гарри умеет рисовать лица, он не прячется за условными изображениями, а осуществляет концептуальный подход.

- Изначально это был анализ общения в соцсетях, - рассказывает Гарри. - Мы очень часто прячемся за смайликами. И захотелось, коль скоро они уже стали важной составляющей общения, уделить им должное внимание, а также провести параллель между прошлыми столетиями и нынешним временем. Я взял образ из Рембрандта, потом Энгра, кардиналы получились бесстрастными, это смайлики вообще без эмоций, гладкие лица. Вот монахиня не является репликой известного полотна, она взята как образ. Ее я посвятил двойственному восприятию Дня святого Валентина в обществе, многие считают его непонятным и ненужным. Монахиня принимает этот праздник, но внутреннего протеста не может скрыть... Если большинство своих ранних картин я писал, пропуская их через собственное мировоззрение, то идея со смайликами существует обособленно от меня. Я тут всего лишь исполнитель, это реакция на современный мир, на современные технологии, на полученный в соцсети смайлик вместо слова "спасибо" - это само по себе не плохо, но в какой-то момент начинаешь задумываться, почему такое слово не было написано. Иной раз ловишь себя на мысли, что слово приносит больше радости. Ни осуждать кого-то за смайлики, ни негодовать по этому поводу я не собираюсь. Это просто размышления... С другой стороны, думаю, мои картины кому-то помогут принять такой стиль общения, характерный для современного мира. Говорили же наши предки на старославянском языке, но происходила эволюция общения, и вполне возможно, что в дальнейшем возникнут какие-то иероглифы...


А вот красотки без хиджабов, зато перемазанные белой и голубой глиной, с полотенцем на голове - ну это хуже обнажения, есть же какой-то предел, зачем показываться мужчине в таком виде? Умоешься, тогда и на глаза лезь, - сказал бы классик, но современные девушки рассуждают иначе.

- Женщины в косметических масках - это реакция на соцсети, где часто выставляют свои фото в таком виде, - продолжает доставать новые картины Гарри. - Сегодня уже не стесняются ни появляться перед мужчинами в таком виде, ни показывать, как это выглядит, в интернете. Достаточно часто можно встретить в Сети эти лица черные, зеленые, белые, вот белые, на мой взгляд, самые симпатичные. Как я к этому отношусь? Если вы заметили, в своих работах никого не критикую, не принимаю ничью сторону, мои картины - это зеркало времени...

Фото Степана АЛЕКЯНА.

Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.