Номер 45 (1339), 25.11.2016

ЧТО ПОКАЗАЛО НАМ
НЕМЕЦКОЕ КИНО

На фестивале "Новое немецкое кино", который прошел в нашем городе, можно было увидеть ряд интересных работ германских кинематографистов. Своими впечатлениями от фестиваля делится Анастасия ВЛАСОПУЛО.

Открыл фестиваль фильм - претендент на премию "Оскар" от Германии - трагикомедия Марен Аде "Тони Эрдманн". На 69-м Каннском кинофестивале картина была номинирована на "Золотую пальмовую ветвь", критики и эксперты объявили "Тони Эрдман" своим фаворитом, присудив ему Приз Международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI. В Украине премьера фильма состоялась во внеконкурсной программе Одесского Международного кинофестиваля.

По замыслу режиссера, бывший учитель музыки, весельчак и выдумщик Винфред, решает наладить отношения с дочерью - успешным бизнес-консультантом одной из престижных корпораций. Чтобы завладеть ее вниманием, он выдает себя за эксцентричного бизнесмена Тони Эрдманна. Своими уморительными и шокирующими выходками он надеется изменить ее представление о жизни и завоевать место в ее сердце.

Эта картина понравилась мне особенно. Я сейчас, можно сказать, вся в работе, так что порой не задумываюсь, что от этого могут страдать мои родные и близкие. Ведь им тоже не хватает тепла и заботы. А вот финал картины порадовал, оказалось, что даже самый отчаянный трудоголик может заново научиться чувствовать, отдыхать, жить.

Также в программу фестиваля вошла драма Ларса Крау "Государство против Фрица Бауэра" - лауреат четырех Призов Немецкой киноакадемии, главной кинопремии страны, в том числе за лучшую режиссуру.

Этот фильм рассказывает о жизни юриста Фрица Бауэра, занимавшего в послевоенной Германии должность Генерального прокурора. Переживший несколько месяцев заключения в концлагере, в послевоенное время он сделал все возможное, чтобы никто из нацистских преступников не ушел от ответственности. Западная Германия в конце 1950-х мечтала об экономическом процветании и не хотела ворошить свое нацистское прошлое. Бесстрашный идеалист Бауэр, не побоявшийся противостоять системе, стал главной движущей силой юридического преследования палачей нацистского режима.

Фильм подкупает с первых секунд, ведь зритель понимает, что перед ним будет не просто история с правильным финалом, а правдивый рассказ, который снят по реальным событиям. Для нашей страны, да и для Одессы, тема уничтожения евреев особо больная, поэтому фильм затрагивает самые тайные частички души. Нужно знать свою историю, чтобы не повторять её трагические моменты. И эта картина может многому научить.

Специальным событием в рамках фестиваля стал показ документальной ленты "Заигравшиеся" / "Overgames" Лутца Даммбека - профессора Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, лауреата "Серебряного голубя" фестиваля DOK Leipzig.

В начале 1960-х в Западной Германии было популярным телевизионное шоу "Nur nicht nervOs werden" / "Не нервничай". Считалось, что немецкое население было психически травмированным, нуждалось в массовой профессиональной помощи. Этот фильм рассказывает о практике терапии и психологической самопомощи, которые распространялись через СМИ, а также о методах манипуляций массовым сознанием, которые применялись одновременно с этим. Мне было очень интересно посмотреть о том, что все эти смешные и забавные конкурсы для первых телепередач были взяты с тренингов и упражнений для душевнобольных, чтобы те забывали о своей болезни и расслаблялись. Оказалось, что и для психически здоровых людей подобные игры так же интересны и доставляют им большое удовольствие. Было полезно узнать, что каждый эфир продумывался до мелочей, проигрывались сотни вариантов течения событий, особенно роль ведущего, который всё действо должен был контролировать и незаметно возвращать в правильное русло.