Номер 12 (1306), 1.04.2016

Светлана КНЯЗЕВА:
"ОСЫКА МЕНЯ НЕ ЩАДИЛ"

На встрече во Всемирном клубе одесситов заслуженная артистка Украины Светлана Князева предварила ретроспективу фильмов своего покойного супруга, известного украинского кинорежиссера Леонида Осыки в "Инотеатре" откровенным разговором о прошлом и настоящем, подоплеке работы на съемках в кино и телесериалах, встречах с Сергеем Параджановым и Иваном Миколайчуком.

На протяжении десяти лет с момента знакомства со своим будущим мужем Леонидом Осыкой в 1984 году Светлана Князева вела дневники, которые затем легли в основу книги об "украинском Феллини", получившей название "Такая вот жизнь, и такое кино".

ГОЛУБОЙ РЕНТГЕН ВЗГЛЯДА

- Мы познакомились с Леонидом Михайловичем, когда ему было 43 года, я практически годилась ему в дочери, а он был уже совсем седой, взрослый, его называли "украинским Феллини"... Меня поразили его голубые глаза, казалось, он меня просветил взглядом, как рентгеном.


В разговоре он много юморил, рассказывал, как встречал Новый год, одиноко бродя по улицам Киева, ему даже зайти в гости не к кому было... Мне захотелось его поддержать, я предложила ему погадать по руке и наговорила побольше приятного: "У вас будет замечательная жизнь, вы снимете много прекрасных фильмов, и в личной жизни все будет хорошо...". Он еще раз меня просветил своим рентгеном и откланялся. А дальше была замечательная жизнь, которая длилась десять лет, с 1984-го по 1994 год. В своей книге я пишу только об этом периоде, хотя потом были еще семь лет, в течение которых он тяжело болел, был у него инсульт, затем неудачная операция, но тем людям, кто сталкивался с жизнью рядом с тяжелобольным человеком, ничего не нужно объяснять, а тем, кто не сталкивался, лучше об этом не знать.

Я принимала участие в создании пяти его картин: "Поклонись до земли", "Войдите, страждущие", "Этюды о Врубеле", "Подарок на именины", "Гетманские клейноды". Играла главные роли, помогала работать над материалом при подготовке сценария, выбирать натуру. Мы с ним объездили весь Советский Союз, побывали в пустыне, в Новгороде...

Отношения у нас были совершенно потрясающие, но в работе Леонид Михайлович был беспощаден и спуску мне не давал. Я вела дневник, записывала буквально все, момент возникновения той или иной его идеи. Сперва это были записи для наших сыновей, близнецов Богдана и Алексея, таким образом, я пыталась познакомить их с отцом, который заболел, когда им было по три года. Старалась дать им надежду на то, что жизнь прекрасна и удивительна, объясняла, что они родились у хороших людей. И свой дневник распечатала в двух экземплярах для сыновей, затем уже мне подсказали идею сделать книгу, она, кстати, вышла благодаря поддержке департамента кино, лично Анны Чмиль.

НЕИНТЕРЕСНАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

- Леонид Михайлович сетовал, что нет хороших современных сценариев. После "Этюдов о Врубеле" он вспомнил об одной интересной новелле у Коцюбинского, попросил меня найти ее в библиотеке. Прочитал, говорит: "Но это короткометражка, нужно добавить еще несколько", так возник "Подарок на именины" - из одноименной новеллы, Persona grata и "В дороге". На удивление, Госкино очень легко эту картину приняло. А обычно долго мучили, от этого он страдал, отсюда у Леонида Михайловича случилось несколько инсультов. У него были очень интересные взаимоотношения с материалом, идеи часто приходили к нему во сне.


В бытовом плане с ним было легко - что дашь, то и съем, что подашь, то и надену. Необыкновенно нежный человек, хотя его считали желчным, его суждения на худсоветах боялись.

Хотел снять "Олексу Довбуша", не было суждено, хотел "Слово о полку Игореве", но все эти исторические тонкости насчет Киевской Руси (а в Москве тогда какая?) заставили киноначальство отказаться от замысла. "Захар Беркут" - самая дорогая была картина в Союзе на тот момент, но надо знать, что целая лыжная фабрика была перепрофилирована под производство реквизита - луки, копья... Нужно было, чтобы государство захотело. И тогда кино могло получиться.

"МУЖЧИНАМ ПИТЬ НЕЛЬЗЯ!"

- Осыка, Параджанов, Ильенко создавали украинское поэтическое кино, которое составило славу отечественного кинематографа, но именно поэтому находились под особым давлением. Параджанова посадили, фильмы Ильенко держали на полке, Осыку тупо спаивали, были там специалисты такие, которые специально подсаживались к нему на застольях, подливали... Но на момент нашего знакомства он уже "завязал", я его выпившим никогда не видела. Мужчинам вообще нельзя пить! Когда они трезвы, энергия у них идёт на творчество, а когда выпьют - непонятно куда. Знаю это по своему второму мужу, художнику, который пишет прекрасные картины, но стоит ему выпить, и ничего, кроме стенаний, от него не дождешься. Мне посчастливилось попасть в его компанию, которая состояла из выдающихся людей, мы много раз ездили в Тбилиси к Параджанову (после первого роскошного приема он заставил меня перемыть гору посуды в холодной воде), были на Буковине, которая до сих пор считает Ивана Миколайчука своим героем. На съемках "Каменного креста" сельские жители позвали Осыку принимать роды у коровы на том основании, что он режиссер, уважаемый человек и все умеет. Взять хотя бы то, что он ради съемок храмового праздника добился у сельсовета, чтобы отперли много лет пустовавшую церковь, где замок на воротах бабушки протирали платочком, проходя мимо, и целовали... Когда люди вошли в церковь, бросились к запыленным иконам, у них потом все губы в этой пыли были. Вот они и прониклись к Осыке необыкновенным уважением. Нечего делать - ухватился за показавшиеся копытца и вытянул теленка, после этого его зауважали еще больше. На съемках и не то случается, когда в кадре животные...

"КТО ХОЧЕТ ПОБОЛТАТЬСЯ НА ВИСЕЛИЦЕ?.."


- Когда я играла террористку в фильме "Подарок на именины", то носила под сердцем наших близнецов. А Лесь Сердюк, которому надо было по сюжету меня задержать и бросить в коляску, этого не знал, несколько дублей хватал меня - и хрясь! Я ударилась об угол коляски, и только после этого Леонид Михайлович признался, что я беременна. Когда об этом узнали на площадке. Все заахали, заохали, это же проблема с костюмом, а мне же еще на виселице болтаться... Я, как актриса, была не против, это же неизведанные эмоции! Но мой животик был уже заметен. Осыка тогда обращается к группе: "Кто хочет поболтаться на виселице?". Никому не хотелось. В итоге нашли молоденького каскадера, худенького, правда, он отказался сбривать усы и бороду, пришлось закрыть ему голову капюшоном. На момент съемок оказалось, что виселица украдена. Дело было в Каменце, мы шесть часов ждали, пока сколотят новую. Осыка меня совершенно не щадил, я была девочкой для битья. Террористку везут в коляске по брусчатке. А колеса-то без резины, трясет ужасно. Можно было бы снять, как коляска едет без меня, кто же там знает, сидят внутри люди или нет, но Осыка придумал снять одним планом, как коляска останавливается, и террористка из нее выходит, к слову, этот кадр в фильм не вошел...

БЕЛОГРИВЫЙ ОЛИМП И НЕДОЕНАЯ ВЕРБЛЮДИЦА

- Обычно кинорежиссеры, мужья актрис, хотят свою жену выгодно преподнести. Осыка хотел снимать фильм, а мне просто говорил: "Ты можешь попробоваться на эту, эту или эту роль".


В "Этюдах о Врубеле" я играла наездницу Анну Гаппе, там нужно было номер цирковой исполнять, петь и разговаривать по-итальянски, он сказал: "Ну ты же это сделаешь". Я никогда в жизни в седле не сидела, а тут надо скакать по манежу без седла, а в конце прыгнуть в кольцо. Он считал, я все могу, раз училась в эстрадно-цирковом училище, занималась эквилибром и жонглированием. И мне пришлось жить месяц в Николаевском цирке с циркачами, репетировать номер, кстати, они мне потом говорили: "Света, бросай свое кино и иди к нам в цирк, с этим номером будешь работать до глубокой старости!".

Съемки происходили в Одесском цирке, и там произошло неожиданное - конь же ко мне привык, какая я есть, а тут на мне оказался парик, грим, костюм, туча лака для волос... И вот выбегает белый красавец Олимп на манеж, держит в зубах розу, должен встать передо мной на колено и отдать ее, но подбегает - и меня не узнает. Я буквально вырываю у него эту розу. И тут он меня кусает за левую руку. А зубы огромные, тут же синие пятна пошли. Осыка кричит в мегафон: "Загримируйте актрисе руку!". Олимп уже узнал меня, и мы показали номер. Вдруг Осыка решил, что будет красиво, если вся массовка начнёт бросать на арену цветы, Олимп этого никак не ожидал и взвился на дыбы, а я ведь только за гриву держалась, и сползла вниз, правда, удачно, словно так и было задумано.

Для него главным было дело. В фильме "Войдите, страждущие" я играла пустынную жительницу Марусю, и мне приходилось в кадре доить верблюдицу. А доить ее совсем непросто, у нее четыре соска, два задних предназначены для верблюжонка, и касаться их нельзя - тут же ударит. Ведро нужно привязывать ей на шею. Я к ней приближаюсь, а она выходит из кадра. Осыка мне приказывает: "Света, поставь верблюдицу в кадр!". Кончилось тем, что она разнесла заборчик, который был сзади, вдребезги, лягнула - и он в щепки разлетелся. После этого меня уже не заставляли тянуть ее в кадр...

А Олимп однажды мне приснился - будто принес мне розу и вдруг, как человек, поцеловал мою руку. Я поняла, что так он прощается со мной, ведь съемки закончились, и мы больше не увидимся.

МУХТАР, ЕФРОСИНЬЯ И ДРУГИЕ

- После смерти Леонида Михайловича я стала возвращаться в профессию, играла в основном в телесериалах про Мухтара, Ефросинью... Никогда не знаешь, какого уровня кино получится в итоге, Осыка всегда говорил, что стыдно не актеру должно быть, а режиссеру в случае неудачи. Я честно выполняю свою работу. Конечно, от заведомо провокационной роли я бы отказалась, если бы ее предложили. Сейчас снимаюсь в новом сериале "Дежурный врач" на украинском языке, это первый опыт такого рода, вопрос украинской речи персонажей, чтобы это было правдоподобно, еще не до конца разработан. И платят на этом проекте актерам втрое меньше, ведь его нельзя будет продать, например, в Казахстан, это только для внутреннего употребления. К запретам тех или иных фильмов отношусь, конечно, негативно, запрещать ничего не нужно, разве это нам поможет создать что-то свое?


Наши сыновья стали кинооператорами, у них кинематографический взгляд - так говорят профессионалы. Леша работает в корпункте 1+1 в Вашингтоне, Богдан снимает в Москве большое кино с Константином Хабенским, он еще и замечательные фотопортреты делает, умеет найти такой ракурс, что любое лицо заиграет... Хорошие мальчишки.

Мы до сих пор общаемся с Адой Николаевной Роговцевой, и я не устаю повторять, как посчастливилось мне благодаря Леониду Михайловичу провести жизнь среди замечательных людей.

Записала Виолетта СКЛЯР.