Номер 25 (1270), 10.07.2015

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДОРОГА В ЕВРОПУ

(Продолжение. Начало см. "Порто-франко" от 26 июня и 3 июля)

Фестиваль "ODESSA CLASSICS" стал резонансным событием культурной жизни не только нашего города, но и Украины. Таким его сделало участие "звезд" мирового уровня и редкостно широкая палитра программы, в которой сочетались концерты, выставки, дискуссии, мастер-классы. Музыкальные критики и журналисты разных стран уже дали высокую оценку одесскому форуму. Мы же в своем репортаже решили сделать упор на мнениях зрителей.

12 июня.
День "Шустова".
В музее коньячного дела Шустова
прошли сразу три мероприятия.

11.00. Конференция на тему "Продвижение культурного имиджа Украины в мире". Модератор - Феликс Кохрихт.

19.00. Выставка одесских художников "След Орфея". В сотрудничестве с Музеем современного искусства Одессы. Кураторы - Р. Громов и Е. Деменок.

20.00. Вечер "Симфония вкуса с "Шустовым". Ансамбль "АртеХатта" с программой "Tango story", дуэт Ергиевых.

Наибольший интерес вызвал концерт, в котором принял участие киевский камерный ансамбль "АртеХатта". Этот коллектив создан два года назад Мирославой Которович, которая известна не только как дочь знаменитого украинского скрипача, но и заслужила признание как музыкант-исполнитель и автор ряда оригинальных проектов. Одним из них является как раз ансамбль "АртеХатта", где собраны молодые музыканты, объединенные идеей возрождения европейских традиций камерного музицирования. Каждая программа, над которой работает творческая мастерская Мирославы Которович, дарит слушателям возможность окунуться в мир классики или авангарда, поданных сквозь призму оригинального видения.

Дебют ансамбля "АртеХатта" состоялся в сентябре 2013 года на фестивале современного искусства "ГОГОЛЬFEST", и с тех пор коллектив ведет активную концертную деятельность. Ансамбль подготовил различные художественные проекты: "TANGO STORY", "Музыка в прикосновении", "Капли. Минимализм +", "Одна маленькая свеча", "Чело вечности", "CINEMA. Звуковые картины" и другие. В Одессе "танговая" программа была удачно дополнена местными музыкантами - дуэтом Иван и Елена Ергиевы.

Мнения зрителей и слушателей

Анна: "Тема дискуссии - очень актуальная. Обидно, что город с такими выдающимися культурными традициями сейчас находится на обочине мировых процессов. Много правильных слов было сказано, но мне не хватало конкретных и реалистичных предложений по теме конференции".

Елена: "Я считаю очень правильным, что организаторы фестиваля включили в его программу обсуждение важных проблем культуры и искусства. Это придает фестивалю оригинальность".

Анастасия: "Выставка произвела на меня хорошее впечатление. Хотя, если признаться честно, смысл не всех картин оказался для меня понятным".

Вера: "Наглядная подача музыки через картины - это, безусловно, отличная идея. Хочется, чтобы такие выставки проходили у нас почаще".

Андрей: "Получил огромное удовольствие от музыкальной программы. Я и раньше слышал хорошие отзывы об ансамбле Мирославы Которович, а теперь убедился, что они были заслуженными".

Валентина: "Прекрасный ансамбль "АртеХатта" восхитил своим звучанием. Замечательная солистка Мирослава Которович! Под стать ей молодые музыканты. На мой взгляд, это коллектив европейского уровня".

Сергей: "Здорово, что на фестиваль пригласили не только известных музыкантов, но и молодежь. Хороший ансамбль "АртеХатта", но мне кажется, что и в Одессе можно создать такой коллектив. Не хватает только такого человека, как Мирослава Которович".

13 июня, 11.00.
Музей коньячного дела Шустова.
Мастер-класс для журналистов от музыкального критика Яна Пописа (Польша)
и Олега Вергелиса ("Зеркало недели", Украина).

Мнения участников

Наталья: "Я счастлива, что дождалась новой встречи с Олегом Вергелисом. Я влюблена в него с момента моей зимней практики в "Зеркале недели". Это один из тех людей, общение с которыми makes my day (делает мой день). Мне было интересно слушать, что говорят об искусстве, критиках и журналистике, хотя далеко не все было понятно. Но я добавила несколько имен к списку тех, о ком я должна прочесть".

Анна: "От всей души я благодарю организаторов фестиваля за возможность прикоснуться к миру прекрасного, а заодно и пообщаться на профессиональные темы с подлинными мастерами пера! Я услышала то, что мне нужно. И совершенно согласна со спикерами, что в нашей профессии нужно: сохранять объективность и человечность; сохранять авторский стиль; помогать и всячески поддерживать таланты; "не хочешь - не читай", а я писать все равно буду, как считаю нужным".

Вероника: "На встречах подобного формата всегда важна атмосфера, ведь она может помочь сделать мероприятие более удачным. Сегодня атмосфера была замечательной. Благодаря ей мастер-класс выдался эффективным и продуктивным: в течение часа мы услышали много полезной информации. Приглашенные спикеры оказались людьми критического мышления, что сделало встречу более оживленной.

Правда, я не могу согласиться с форматом. Слыша "мастер-класс", думаешь, что это мероприятие, где можно приобрести новые знания и опыт. Тут, скорее всего, необходимо было окрестить событие встречей с экспертами, конференцией или еще как-то. Но я думаю, что это мелочи, они не столь важны. Ведь главное, что присутствовать на встрече было интересно. Впечатления замечательные, спасибо, Odessa Classics!"

13 июня, 16.00.
Литературный музей.
Концерт 13-летней пианистки Маши Клименко.

В Золотом зале не хватило стульев, чтобы разместить всех зрителей. Потом Маша призналась, что поначалу сильно волновалась, но, как только прикоснулась к клавишам, все прошло. И играла девочка исключительно для удовольствия.


- Перед тем, как играть какое-либо произведение, я читаю о истории его создания, - рассказывает юная пианистка. Я могу посвятить этому целый день. Что переживал композитор, когда создавал музыку. - И соответственно настраиваю себя на эту волну.

Выступать на фестивале Машу пригласил Алексей Ботвинов после того, как в декабре прошлого года она завоевала Гран-при конкурса "Серебряная нотка".

- После конкурса меня пригласили на прослушивание, - вспоминает юная пианистка. - Я сыграла несколько произведений. Ботвинов сказал, как только выяснится, будет ли фестиваль, он позвонит. Ну вот, дождались!

Стоит отметить, что приглашение А. Ботвиновым Маши Клименко для участия в фестивале наряду со "звездами" мирового уровня - это стратегия. И в дальнейшем как минимум один из концертов Odessa Classics будет отдан юному перспективному дарованию.

Мнения слушателей

Тамара: "Очень понравилось. Настолько "очень", что еще не могу отойти от полученных эмоций".

Светлана: "Мария играла выше всяких похвал. В ее годы добиться такого не каждый сможет".

Оксана: "Я наблюдала во время концерта, как несколько человек прикрыли глаза и с улыбкой слушали музыку. Тихое, нежное звучание сменялось взрывом низких нот. Изредка невольно вздрагивала от таких переходов, но скучно не было".

13 июня, 19.00.
Большой зал филармонии.
Премьера музыкально-театрального проекта "Искусство войны".
Проект Владислава Троицкого и Алексея Ботвинова.
Тексты из трактата Сунь-Цзы (V век до н. э.),
музыка Баха, Генделя, Шнитке, Пярта, Гласна.
Исполнители: А. Ботвинов (фортепиано), ансамбль "АртеХатта",
актеры, видеоинсталляции.

Этот проект ждали с особым интересом. Привлекало уже само название - более чем актуальное, имя постановщика - одного из самых известных (и скандальных!) украинских режиссеров и, конечно, состав исполнителей. То, что было показано на сцене филармонии, вызвало разные отклики. Но характерно, что на сей раз зрители рассуждали неодносложно, они высказали развернутые мнения. Из них мы выбрали два, которые кажутся нам наиболее характерными.


Вероника: "Искусство войны" - это действо, у которого несметное количество параллелей. Можно сказать, что на них оно и построено. Рассмотрим одну из самых ярких и всплывающих вначале: гибридность войны и действия. "Искусство войны" - это синтез музыки, хореографии и драматургии. Но ведь и современная война - это тоже синтез вооруженного потенциала, информационной пропаганды и психологического давления. Поэтому, видя на сцене не совсем сочетаемые поначалу вещи, сперва изумляешься, но, заметив параллельные линии композиции в актуальной ситуации, приходишь в восторг. От того, насколько успешно авторы проекта смогли подчеркнуть актуальность древнего трактата и сумели современно и интересно подать свою идею.

Если говорить о наполнении действия, а не о его исполнении, то можно сказать, что трудно остаться равнодушным. Каждый зритель, по моему мнению, мог выкроить свой смысл. Поначалу абстрактность мешала мне понять задумку авторов, но всему виной - простая привычка современного потребителя. Придя в театр, мне хочется видеть понятные и привычные для восприятия вещи. Однако то, что предстало предо мной с первых же минут, стало неожиданностью. Как оказалось, приятной. Лишь сейчас я понимаю авторов, которые обещали нечто необычное и чуждое сознанию современника. Исходя из собственных ощущений, я думаю, что "Искусство войны" - это воспитание вкуса к искусству, к тому, что смысл произведения может быть запрятан, и для каждого он окажется своим.

Мне, например, показалось, что спектакль не отрицает войну как таковую. А вот авторы, наоборот, утверждают, что выступают против ведения боя. Но ведь первоисточник, а именно учитель Сунь, важное значение придает "справедливой войне". Она представляет собой войну морально допустимую, оправданную. Также, исходя из слов женщины и видеоряда на заднем плане, зритель понимает, что проиграна та война, которая была рождена агрессией. И тут я хочу отметить, что видеоряд помогал понять, о чем конкретно хотят сказать авторы.

Несколько слов об исполнении. Оно не всегда было идеальным, иногда мне казалось, что связь между музыкантами и танцорами слишком разорвана. А что касается музыкальной составляющей, то она была просто отличной. Бах, Гендель... Напряжение, гнев, радость, тяжелый труд, затуманенность мышления... За несколько часов я испытала самый широкий спектр эмоций, который только может дать музыка.

Выделяя главные моменты, могу с уверенностью сказать, что мои впечатления преимущественно положительные. Во время просмотра спектакля я испытывала неоднозначные чувства, но сейчас я в восторге. Спасибо большое Владиславу Троицкому, Алексею Ботвинову и всем, кто причастен к этому грандиозному проекту!

Наталья: "Этот проект заинтересовал меня еще во время знакомства с программой фестиваля. Люблю такие смешанные, синтетические жанры. Плюс - философия на злобу дня. Абсолютно не пожалела, что пошла. Но, как всегда, есть то, что понравилось, и то, что не очень.

Сначала о плюсах. Понравилась атмосфера. Не просто действие на сцене, но и отдельные детали "вокруг" (багровые сполохи на стенах и потолке филармонии, скрипачка на галерке). Весьма способствует "погружению". Безусловно, понравились музыка и видеоряд (все эти спецэффекты вперемежку с черно-белыми кадрами хроники, батальными полотнами, современными съемками и т. д.). Эффектно смотрелся театр теней с деформирующимися фигурами. Хороша идея людей-марионеток, жертв войны. Запомнилась "пластическая сцена у рояля".

Из относительных минусов. Люди-марионетки это хорошо, но такое впечатление, что идею выжали досуха, а потом продолжали эксплуатировать. Лично моего внимания (да и многих соседей) хватило лишь на первое действие. И танцоры не виноваты - они старались. Просто по сравнению с музыкой и видео это была самая однообразная часть проекта. В зал вышли бы, что ли, на пять минут. А то внимание рассеивалось, и только усилием воли заставляла себя периодически следить, что там происходит. Запомнился только момент с женщиной, державшей на руках мужчину. А потом "проснулась" ближе к финалу. Танцующие языки пламени, такие же трепещущие руки, "сгорающие" в огне фигуры - сильная сцена, а потом - "мирный кадр" на зеленом фоне. В общем - хорошо, но несколько одинаково.

А вот что совсем не понравилось - так это чтение. И дело даже не в том, что лично я предпочитаю чуть больше эмоций (понятно, что авторы проекта добивались именно такой - отстраненной, бесстрастной, философской подачи текста). Но там же с самим темпоритмом (пардон) что-то не то! Такое впечатление, что паузы делаются через равные промежутки - вдохнуть воздух - абсолютно не принимая во внимание, о чем идет речь. Нельзя так. Вспомните "Театр" Моэма - паузы иногда даже важнее слов. Так вот, меня все время раздражали эти монотонные перерывы без всякой связи с содержанием. Зато в конце первого акта - абсолютно без всякой паузы-перехода после очередного философского пассажа (и с той же интонацией) гордо объявили: "Антракт!". Лично для меня - самое провальное место в проекте, как снег за шиворот.

Я, наверное, придираюсь. Но все равно - понравилось на 75 %. Нет предела совершенству. Видно, что проделана большая работа. Подбор музыки - прекрасный. Молодцы!

(Окончание следует).

Подготовил Александр ГАЛЯС.

Опросы проводили Екатерина БУТЕНКО, Вероника ГАДЯЦКАЯ, Оксана СИТИНСКАЯ.

Фото Оксаны СИТИНСКОЙ и Леонида БЕНДЕРСКОГО.