Номер 38 (1233), 3.10.2014

ВОЛШЕБСТВО РЕАЛЬНОГО МИРА

Настоящий художник призван удивлять находками стиля, сюжета, изображения. И это удается фотохудожнику Сергею Чеху, одному из основателей одесской школы альтернативной фотографии. Его работы были представлены на выставке творческой группы "Оттиски Времени" в историко-краеведческом музее.

Выставка "Оттиски времени" посвящена 175-летию фотографии и представляет этапы и методы истории фотопечати, в которых работают участники экспозиции Игорь Поляков, Константин Гроздев, Сергей Гевелюк, Сергей Чех, Ирина Козлова, Ирина Хорунжая.

- Эта выставка - стремление показать сложный и интересный путь становления фотографии, а также уникальные методы печати - то, что делает это искусство мистикой и волшебством, - сказал ее организатор Сергей Гевелюк.

В технике масляной печати - редкого и старинного метода уже шесть лет работает Сергей Чех. Несмотря на владение цифровыми технологиями, взял за основу этот способ превращения реальности в произведение искусства.

- Первый раз я встретил этот метод в 2006 году, - рассказывает фотохудожник, - когда печатал серию городских пейзажей. Хотелось получить совершенно не фотографическую картинку. Я в то время не обладал тем количеством приемов, какие знаю сейчас. Зайдя на сайт артбиблиотеки, я увидел картинку, которая заинтересовала меня. В то время информации об этом методе было крайне мало. Метод масляной печати был открыт в середине 19-го века. Первым способность превращения солей хрома под воздействием ультрафиолета исследовал француз Пуантвен. В 1920-х годах американец Роулинг запатентовал метод масляной печати. Суть его заключается в возможности создать отпечаток контактным способом без оптического увеличения негатива. Изображение наносится вручную масляной краской с помощью кисти. Принцип мне, как химику, был понятен. Три года экспериментов, проб, тонны бумаги и желатина дали желаемое изображение. Первой удачной работой были "Кувшины". Когда я принес их на показ коллегам, один из фотографов сказал: "Ну отреставрировать это можно. Снимку, наверное, лет 100". Хотя ему было всего несколько часов. И я понял, что достиг своего результата.

Занявшись методом масляной печати, Сергей создал свою школу, в которой преподает основы фотографического искусства.

- Многие ребята начинают заниматься альтернативными методами печати, представляя, что они, как волшебный костыль, позволят получить из неопрятного снимка волшебную картинку. Увы, все ошибки, которые сделал фотограф, заметны невооруженным глазом. А потому прежде всего нужно научиться "видеть".

В коллекции Сергея Чеха - одесские дворы, улицы, люди, животные. Его выставка "Одесские дворики" обошла пол-Европы. Сейчас Сергей готовится к выставке в Пизе (Италия), где проведет мастер-класс по методу масляной печати и творческую встречу, представляя одесское направление.

Также на выставке "Оттиски времени" были представлены работы его ученицы Ирины Козловой, которая успешно развивает метод масляной печати. Сергей и Ирина представили несколько этапов истории развития фотографии, исполнив работы по старинным рецептам.

Инна ИЩУК.

Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО.