Номер 28 (1223), 25.07.2014

КИНО ДЛИНОЮ В ДЕВЯТЬ ДНЕЙ

Что увидели, услышали и узнали участники, гости и зрители Одесского кинофестиваля


"ГДЕ ТЫ, БУХАРЕСТ?"

Эта документальная работа независимого румынского режиссера Влада Петри повествует об уличных протестах, которые всколыхнули Румынию зимой 2011 года и продолжаются до сих пор. События фильма разворачиваются на протяжении года - от старта протестов на университетской площади Бухареста до дня проведения референдума против президента. Картина поднимает вопрос о силе личности и понимании демократии в обществе, застрявшем между коммунистическим прошлым и неопределенным будущим, а также о трагической абсурдности революции, которая часто после яркого всплеска заканчивается разочарованием.

Когда Влад Петри впервые вышел на улицы Бухареста и решил снимать все, что происходит, он не планировал делать полнометражный документальный фильм.

"Я все время работал сам, снимал каждый день и выкладывал небольшие ролики в интернете. Через год решил собрать их в одну картину, но я и до сих пор работаю, продолжаю снимать", - рассказал кинематографист зрителям во время обсуждения после сеанса.

Протесты, как показано в картине, были не слишком многочисленны, и название ленты - "Где ты, Бухарест?" - это обращение режиссера ко всем тем, кто остался дома, и безусловно к самим митингующим, своего рода призыв определиться с позицией, требованиями и программой перемен.

После многомесячных демонстраций на улицах Бухареста с требованиями отставки президента Румынии Траяна Бэсеску, снижения налогов и отмены ряда законов в сфере здравоохранения парламент Румынии принял решение об отставке Бэсеску. Окончательное решение, однако, должен был принять народ Румынии на референдуме. Но явка избирателей составила менее 50 %, и президент вернулся на пост. Тем не менее, по мнению режиссера фильма "Где ты, Бухарест?", протесты имеют положительный результат: они демонстрируют ход общественного диалога, рождение гражданского общества и стремление граждан к объединению.

"АНАТОМИЯ СКРЕПКИ"

Японский режиссер Акира Икеда представил свою сюрреалистическую историю о любви "Анатомия скрепки", фильм- победитель престижного европейского форума артхаусного кино - Роттердамского МКФ.

Кто-то называет этот фильм комедией, кто-то считает его грустным, а кто-то именует романтической историей любви, а сам Hкеда не может определить жанр своей работы и оставляет это на суд зрителей. Комментируя специфическую стилистику минимализма и сюрреализма в "Анатомии скрепки", режиссер отметил, что специально требовал от своих актеров отсутствия эмоций и добивался этого в течение долгих репетиций. Целью было заставить зрителя думать и чувствовать не через слова, а через собственные эмоции, постоянно задаваясь вопросом "что происходит?".

Акира Икеда выступил не только режиссером фильма, но также продюсером и сценаристом. На идею сценария его вдохновили три вещи: народные японские сказки, процесс метаморфозы и особенности общения и коммуникации между людьми. Многие актеры, снявшиеся в "Анатомии скрепки", уже участвовали в предыдущей картине режиссера "Голубая обезьяна", а некоторые роли Икеда создавал уже под определенных исполнителей. В данный момент он работает над своим новым сценарием про маленькую девочку, которая разыскивает свою маму в фантастическом городе.

МАСТЕР-КЛАСС ЭЙДАНА ТЕРНЕРА

Ирландский актер Эйдан Тернер провел мастер-класс в формате творческой встречи и ответил на вопросы фанатов и участников Летней киношколы. Говорили о съемках в "Хоббите", различных приемах актерского мастерства, работе со спецэффектами и многом другом.

Когда в интернете появилась новость о том, что с Эйданом Тернером пройдет на Одесском кинофестивале такая встреча, с организаторами связался его международный фан-клуб, поэтому актеру пришлось отвечать на вопросы не только одесских зрителей, но и поклонников по всему миру. Гости фестиваля также не оставили звезду "Хоббита" без внимания: многочисленные "селфи" с кучерявым красавцем и затяжная автограф-сессия.

Говоря о кинематографе и шоу-бизнесе, Тернер признался, что больше всего любит в своей работе то, что там постоянно все меняется и приходится адаптироваться под разные условия и временные рамки. Что же касается разницы между съемочным процессом сериалов и кинофильмов, по мнению актера, отличаются лишь объемы бюджета и скорость создания проекта. Работая над ролью, Тернер всегда подробно изучает детали эпохи: костюмы, манеры речи и прочие мелочи, чтобы как можно лучше вжиться в образ.

"Если ты знаешь, что ты в хороших руках, то ты способен на все, ведь ты уверен, что за тобой приглядывают" - сказал актер о Питере Джексоне, отвечая на вопросы о своей работе в трилогии "Хоббит".

Помимо работы с зеленым экраном, спецэффектами и сложнейшим гримом, за два года съемок случалось достаточно забавных случаев. Так как многие сцены были технически трудными и снимались долго, то у актеров оставалось время передохнуть: на съемочной площадке нередко можно было встретить, например, орка при полном параде, в гриме, с сигаретой во рту и банкой колы в руках. Так, сам Тернер, нередко коротал время со своим коллегой Стивеном Хантером, играя в футбол на приставке в полном боевом облачении и гримом гнома на лице, а Хантер постоянно носил свой мобильный телефон в бороде. Приступая к съемкам в Новой Зеландии, актер провел несколько месяцев, оттачивая навыки боя, верховой езды и языка гномов.

КАК СПАСЛИ СКАРЛЕТТ ЙОХАНССОН

На Ланжероновском спуске состоялся специальный показ киноленты "Девушка с жемчужной сережкой". Фильм представлял глава жюри Международной конкурсной программы Питер Веббер.

Режиссер поблагодарил Одесский кинофестиваль за то, что ему в этом году предоставили такую честь - возглавить жюри Международного конкурса и отдельно высказал благодарность за организацию показа его картины. В свое время фильм был отмечен многими критиками и получил три номинации на премию "Оскар", две номинации на "Золотой глобус" и десять номинаций Британской академии.

"Девушка с жемчужной сережкой" повествует историю художника Яна Вермеера, который жил в Нидерландах в 17-м веке, и его служанке, вдохновившей его на создание самой знаменитой работы. Представляя свой фильм, Питер Веббер решил рассказать об исполнительнице главной роли Скарлетт Йоханссон. В 2003 году Скарлетт стала звездой благодаря фильмам "Трудности перевода" и "Девушка с жемчужной сережкой", в котором она предстала на экране молодой и сияющей. На самом же деле, когда режиссер впервые увидел Йоханссон в аэропорту после съемок "Трудностей перевода", она выглядела не лучшим образом. Последние три недели она питалась исключительно гамбургерами, и все ее лицо обсыпало угревой сыпью. Питер организовал для Скарлетт встречу с визажистом, который помог ей до начала съемочного процесса избавиться от прыщей. Но лоб все еще выглядел очень плохо, поэтому в фильме можно заметить, что головной убор закрывает часть лица. По мере того, как состояние кожи улучшалось, приоткрывали лоб, и именно по нему можно определить неделю съемок каждой сцены.

"Мораль этой истории в том, что можно быть самой красивой голливудской актрисой, но это не избавит тебя от проблем с кожей", - отметил Веббер.

ПРОДУКТИВНАЯ ВСТРЕЧА ПРОФЕССИОНАЛОВ


Кинорынок в рамках Пятого Одесского международного кинофестиваля - это единственная в Украине профессиональная площадка для общения дистрибьюторов, представителей кинотеатров и киностудий, компаний, предоставляющих услуги для киноиндустрии. В 2014 году из-за сложной ситуации в стране профессиональная секция ОМКФ также претерпела изменения: Кинорынок проходит в несколько ином формате, без насыщенной вечерней программы. В то же время программа профессионального общения в этом году как никогда насыщенна.

Кинорынок собрал участников из Украины, а также стран дальнего и ближнего зарубежья. Итоги первого дня форума профессионалов подвела директор Кинорынка ОМКФ Алена Турлова- Осипенко: "У нас очень плотный график, в первый день прошли презентации проектов первых участников, а также закрытый допремьерный показ для кинотеатров. Все встречи сопровождались интересными дискуссиями. Также на примере кинопоказа театрального аншлагового спектакля "Франкенштейн" буккеры и директоры кинотеатров обсудили альтернативный контент, который поможет сформировать расписание в недели отсутствия ожидаемых блокбастеров".

В другие дни участники профессиональной секции ОМКФ обсудили вопросы, связанные с защитой авторских прав и противодействием пиратству; технологии онлайн-продаж и возможности использования популярных интернет-платформ. В рамках Кинорынка прошли допремьерные показы самых ожидаемых фильмов второй половины летне-осеннего сезона.

КИНО СПАСАЮТ ФЕСТИВАЛИ

Британский режиссер Питер Веббер выступил перед участниками Летней киношколы. Темой своего вступительного слова он выбрал "Смерть кино", а после лекции ответил на вопросы об экспериментах, фастфуде и правде.


О смерти кино, по словам Питера Веббера, говорят с конца 1920-х годов: упадок визуальному жанру начали пророчить сразу после того, как актеры в фильмах заговорили. Но кино не умерло тогда, не умирает и сейчас, - уверен Питер Веббер.

"Я не верю, что кино умирает, все это провокация. Но мы, безусловно, переживаем серьезные перемены: меняется кинобизнес, какие-то формы отойдут в прошлое. Надеюсь, что следующее поколение будет умнее и поймет, что может быть потеряно".

По мнению Питера Веббера, самое худшее, что может ожидать кино, - судьба оперы или джаза. Они не исчезли, но перестали быть мейнстримом. Кино, говорит британский режиссер, уже стало на этот путь: в Голливуде остались только большие студии, которые делают блокбастеры, много вкладывают и много зарабатывают. К кинофастфуду и римейкам Питер Веббер относится толерантно, признается, что и сам не против иногда посмотреть глупое кино: "Главное, чтобы фастфуд не заполонил все, не стал привычкой, а зрители не потеряли вкус и способность мыслить".

Против умного зрителя в данном случае воюет телевидение, а на его стороне - кинофестивали: "Кинофестивали, такие как этот, очень важны. Это наше общение с молодежью, здесь люди на самом деле думают о кино, а зрители смотрят качественные фильмы. Наше будущее еще пока очень неясно, и вы пишете его именно здесь", - поделился с участниками мастер-класса Питер Веббер.

Много вопросов режиссеру, председателю Международного жюри ОМКФ задавали о внедрении новых технологий и их влиянии на киноконтент. Питер Веббер вспомнил, как начинал работать задолго до эпохи интернета; на пленку он иногда снимает и в наши дни, пример тому - последняя полнометражная работа режиссера "Император".

Экраны IMAX Питера Веббера впечатляют, а что касается технологии 3D, то режиссер не самый большой ее фанат. Он считает, что новые технологии, расширяя возможности киноиндустрии, с другой стороны, заставляют ее конкурировать с домашними кинотеатрами и тематическими парками, в которых зрители, по сути, получают те же эмоции, что и во время просмотра блокбастера в кино.

"Я надеюсь, что кино останется мейнстримом, но гарантий нет", - резюмировал встречу Питер Веббер.

ПОКАЗ В ПОДДЕРЖКУ ОЛЕГА СЕНЦОВА

На кинофестивале вновь показали дебютную картину "Гамер" украинского режиссера Олега Сенцова, который сейчас находится под арестом в Москве по обвинению в терроризме. Все средства, собранные от продажи билетов, организаторы ОМКФ вместе с коллегами Олега Сенцова передадут его адвокату и членам семьи: в Симферополе режиссера ждут двое несовершеннолетних детей.

Об аресте режиссера Олега Сенцова и усилиях, которое предпринимает украинское киносообщество для его освобождения, зрителям рассказали друзья и коллеги Олега: координатор секции "Киноиндустрия" Катя Лачина, продюсер Ольга Журженко и актриса Анастасия Черная.

"Впервые нерадостно представлять этот фильм, у каждого в душе сейчас огромная тревога за ребят, которые были подло похищены сотрудниками российских спецслужб. Мы знаем Олега и понимаем, что обвинение его в терроризме не только необоснованно, но и просто абсурдно", - обратилась к зрителям Анастасия Черная.

Перед началом показа фильма "Гамер" в холе кинотеатра творческая группа организовала сбор средств для помощи Олегу Сенцову и его семье, а также сбор подписей под ходатайством, которое будет передано в Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), Уполномоченному представителю Совета Европы по правам человека, правительствам Украины и России. Международные организации, сочувствующие Олегу Сенцову, авторы петиции просят немедленно вмешаться и обратить внимание на нарушения прав человека в ходе задержания и содержания под стражей украинского режиссера.

"Гамер" - это история провинциального геймера-подростка по кличке Кос, живущего в мире компьютерных игр-стрелялок. Фильм был представлен на Роттердамском кинофестивале, получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске, приз ФИПРЕССИ и специальный диплом жюри 3-го Одесского кинофестиваля.

Подготовил Андрей РАЙКОВ.

(Использованы материалы пресс-службы ОМКФ-2014.)

На фото:

Ахтем Сейтаблаев (справа)
вручает "Золотого Дюка" Олесю Санину
для Станислава Баклана
за лучшую актёрскую работу в фильме "Поводырь".
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Усхан Чакир также удостоен приза
за лучшую актёрскую работу в фильме "Люби меня".
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Мастер-класс Питера Веббера.
Фото пресс-службы ОМКФ- 2014.