Номер 19 (1214), 23.05.2014

"ПРЕ-ОЧА-РО-ВА-ТЕЛЬНЫЙ СОН!"

Театр юного зрителя выпустил премьеру нового спектакля, предназначенного для старших школьников и взрослых, - "Дядюшкин сон", по мотивам известной повести Федора Михайловича Достоевского. Две талантливые девушки из Санкт-Петербурга, режиссер Светлана Свирко и художник Дарья Мухина, стали основной движущей силой постановки. Литературную основу долго выбирали, совещаясь с директором ТЮЗа Евгением Бубером. "Дядюшкин сон", конечно же, произведение прекрасное, тонкое, но ставить его сегодня в инсценировке "от и до", наверное, не слишком интересно - это делали уже многие, и делали с блеском. Вот вспомнить хотя бы легендарный советский телеспектакль 1981 года с Еленой Майоровой и Марком Прудкиным в главных ролях (режиссер и автор сценария Александр Орлов).


Наш ТЮЗ выбрал более оригинальный ход. Жанр представления обозначен как комедия-эксперимент. Тут и вправду экспериментируют и с хрестоматийным текстом, и с пространством - играют в камерном зале, рассадив зрителей вдоль стен. Большинство событий все же происходят на сцене, где красуются старосветские колонны из картона. Собственно картон, фанера и полиэтилен плюс простые бежевые в полоску ткани стали основными материалами для создания образа спектакля. Но главные краски привносит задействованная в спектакле почти вся ТЮЗовская труппа вместе с юными артистами, воспитанниками театра-студии "Призвание". Это сделанный общими усилиями качественный рывок вперед, какого, может быть, публика уже и не ждала.

История о том, как прыткая маменька небогатой невесты едва ли не склонила к браку с дочерью богатейшего старичка-князя, вначале предстает неким водевилем. Именно оттуда, из водевильной стихии, взяты внешние контуры образов гранд-дамы города Мордасова Марьи Александровны (заслуженная артистка Украины Евгения Севырина), ее глуповатого, зато видного и представительного муженька Афанасия Матвеевича (Михаил Малицкий), милой жеманницы Фелисаты Михайловны (Янина Крылова), ехидной красотки Натальи Дмитриевны (Оксана Бурлай-Питерова), буйной полковницы Софьи Петровны (Ирина Охотниченко), простой, как песня, Прасковьи Ильиничны (Людмила Ланец), настоящего Яго в юбке, коварной вдовицы Настасьи Петровны (Ольга Саяпина) и прочих этуалей мордасовского общества.

Старичок князь К. (Георгий Красноперов) предстает вначале этаким смешным Панталоне, маской, над которой грех не покуражиться. В действие введены также трое монтировщиков (Виктор Раду, Сергей Фролов, Максим Дорошенко), которые усиливают в спектакле элемент игры итальянской комедии масок (чрезвычайно любимой в старом Петербурге) и в то же время устанавливают мостик между седой стариной и сегодняшним днем. Но, конечно, Достоевский не был бы Достоевским, если бы веселая водевильная кутерьма не пронизывалась душевной болью, до поры затаенной...

Наиболее интересно следить за красавицей-невестой Зинаидой (Алена Дмитриева): вот она с кокетливой улыбкой снимает отставного жениха и маменьку старинной камерой, предлагая сказать им не "чи-из", конечно, а "Иги-ше-во", это название станции, которую упоминает в разговоре так и не ставший мужем Мозгляков (Сергей Демченко). Неожиданно, истерически пытается повеситься на люстре; каменной статуей застывает, когда ее сватают за старичка. Но понемногу воодушевляется, исполняя для привлечения богача романс Caro mio ben - искусство превыше всего!

И она же - кроткая плакальщица у смертного одра любимого бедного учителя Васи (Алексей Кочетов), смиренно принимающая оскорбления и трепку от его матери (заслуженная артистка Украины Валентина Губская), когда тот в судорогах отдает Богу душу. В финале под венец с бравым генерал-губернатором (народный артист Украины Андрей Гончар) идет уже мертвая кукла с километром полиэтиленовой фаты за спиной: заученная пластика, ритуальный поцелуй, дорого и выгодно проданная оболочка, а внутри давно все пусто, безжизненно. Князь сорвался с крючка, ему нашептали, дескать, во сне привиделось, будто делает предложение, а наяву ничего такого не было, и он твердит: "Все- таки это был пре-оча-ро-ва-тельный сон!". Зина не выдержит стыда, ну грех смеяться над убогим, выжившим почти что из ума беззлобным старичком, она будет просить у него прощения, с рыданиями бросаясь в ноги. Но с генерал-губернатором это будет уже другая история и честная сделка; так нужно маменьке, да и не все ли равно, если любовь всей жизни там, откуда не будет возврата? Попробуйте сказать, что сюжет и типажи устарели... да скорее состариваются пачки современных пьес, чем старый добрый Достоевский!

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.