Номер 48 (1488), 19.12.2019

"ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ МУЗЫКОЙ"

Таким считает себя Андрей Макаревич, чью персональную выставку графики можно увидеть в Одесском Музее западного и восточного искусства.

"Для широкой публики фамилия Макаревич, безусловно, ассоциируется с легендарной группой "Машина времени", гимнами поколений и личным опытом переживаний, открытий и событий, проживаемых под композиции бессменного лидера знаменитого музыкального коллектива, — отмечают в пресс-релизе, посвященном этому событию. — Сейчас у одесского зрителя появилась возможность открыть для себя Макаревича совершенно с иной стороны, возможно, куда более личной и интимной, но не менее глубокой и значимой. Будучи сыном художника-архитектора, автор с ранних лет был в очень близком контакте с тушью, пером и карандашом. Практическое освоение рисунка, тонкостей выстраивания композиции, принципов соразмерности и других навыков, необходимых художнику-графику, шло под руку с развитием изысканного чувства вкуса. Эти знания легко и играючи передавал юному Андрею его отец Вадим Макаревич, внутренний камертон которого был, по словам автора, настроен идеально, а значит, настроен на красоту.


В 1977 году Андрей Макаревич окончил архитектурный вуз, став профессиональным художником-графиком и архитектором, и даже успев некоторое время проработать над проектировкой театральных зданий и зрелищных сооружений. Через несколько лет грандиозный успех на поприще рок-сцены исключил из жизни Макаревича работу на госпредприятии, но не смог потеснить страстного и увлечённого занятия изобразительным искусством. По сей день Макаревич нежно и преданно служит одному из самых лиричных, вдумчивых и изысканных видов искусств, не допускающих ошибок и линейных вопросов "что это?", но обязательно вопрошающих "как это?".

На выставке представлены 36 графических работ разных лет, разных серий и выполненных в различных техниках. Серия "Женские портреты" наиболее полновесна. Она представляет образы незнакомок, погруженных в свой собственный мир. Автор будто бы украдкой молниеносно запечатлевает неповторимый момент, передавая всю невозможность и ложность любых трактовок настроений или характеров моделей. Уважение, любовь и тихое восхищение неповторимой индивидуальностью изображенных inconnu транслирует автор своему вдумчивому зрителю. Диапазон эмоционального напряжения в работах этой серии может быть иллюстрацией к подходу автора в выборе сюжета. Возможно, что фабула является лишь поводом для передачи собственного состояния или воспоминания.

Серия работ с изображением музыкантов живёт звуками буквально изнутри. Подобно ладам гармонической тональности фигуры музыкантов окаймляет аура пастельных акцентировок. Уровень их экспрессии, размах и частота наложения подобно музыкальным терциям передают настроение и даже характер персонажей, хотя фигуры их схвачены буквально несколькими штрихами.

Отдельного внимания заслуживают работы с привнесением открытого красного цвета. Такая контрастность накаляет атмосферность и поднимает до предела эмоциональный уровень нарратива, добавляя глубины плоскостному изображению.

Макаревич также известен своей любовью к анималистическому жанру. На выставке экспонируется несколько работ из серии "Собаки" и "Рыбы". Разнообразные как по своей технике исполнения, так и по способу презентации: отчасти это зарисовки натуралиста, погружающегося для исследовательских целей в тёплые воды южных морей (Макаревич давно и серьёзно занимается дайвингом), а порой это "фаунистические портреты" с привнесенным и индивидуальным характером изображаемых.

Графический мир Андрея Макаревича удивительно разнообразный, тонкий и изысканный. Главное правило для художника: главенство коллаборации мастерства и принципов эстетики. Для любого времени и любого вида искусств. Чтобы быть искусством".

Когда виновник торжества появился перед первыми зрителями, то не скрыл удивления — вернисаж-то был заявлен закрытым и скромным, а в зале людей оказалось под завязку...

— Я никак не предполагал, что сюда набьется столько людей, — сказал виновник торжества. — Спасибо всем, благодаря кому это произошло. Я очень люблю рисовать, но не люблю делать свои выставки где-то далеко, где не могу участвовать в развеске, если что-то не так — расстраиваюсь. Здесь получилось, очень симпатично все повисло. Интерьер оказался чудесный. Мне сказали, здесь раньше был джаз-клуб — ну ясно, особая атмосфера! Картинки не связаны одной идеей, концепцией или даже техникой — есть гуаши, акварели, офорты, шелкография, но нет повторов, я с шелкографией экспериментирую, двух одинаковых оттисков не делаю.

На вопрос, правда ли, что хорошую музыку лучше слушать на виниле, Макаревич ответил:

— Винил, если говорить о качестве звука. Хотя в машине невозможно ставить винил. У меня дома хорошая акустика, но надо быть самодовольным идиотом, чтобы слушать свои записи, дома слушаю классику и старый джаз.

Кураторы выставки преподнесли Андрею Вадимовичу кофр, украшенный цветами одесского флага и изображением оперного театра. А желающие еще и сфотографировались на память.

— Я выросла на песнях Макаревича, но даже не подозревала, что он такой интересный и своеобразный художник, — призналась посетительница выставки Елена Андреевна. — Было очень интересно и поучительно познакомиться с этой гранью таланта любимого музыканта.

— Рекомендую всем поклонникам "Машины времени" побывать в музее, — поддержал ее Виктор Станиславович. — Я мало что понимаю в живописи и попал на выставку исключительно из интереса, но получил удовольствие.

Есть, правда, и другая точка зрения, которую в наиболее выразительной форме высказал мужчина, отказавшийся представиться: "Лучше бы новые песни писал, такие, как о "синей птице" или "Поворот", — но ее почти никто не поддерживает. Преобладает приятное ощущение того, что талантливый человек талантлив во многих своих проявлениях.

Выставка работ Андрея Макаревича продлится до 27 января 2020 года.

Виолетта СКЛЯР, Андрей ТИШКОВ.

Фото Александра СИНЕЛЬНИКОВА.