Номер 46 (1486), 5.12.2019
О чем писали одесские газеты в 1920-х годах
1 апреля 1920 г. "Вчера с раннего утра в городе стало известно о грандиозном пожаре в Драматическом театре (б. театр Сибирякова). Многочисленные толпы любопытных направились к месту пожара. Пожар, по-видимому, возник от соединения проводов. Пожар возник в зрительном зале и с неимоверной быстротой стал распространяться по куполу театра. Тушение пожара было крайне затруднено вследствие недостатка воды. Потоки огня устремились за сцену, угрожая кулисам. На сцене еще оставалась декорация пьесы "Разбойники", шедшей накануне. Ввиду того, что отстоять зрительный зал представлялось совершенно невозможно, все усилия были направлены к тому, чтобы спасти сцену и кулисы. От великолепного театра, оборудованного по последнему слову театральной техники, остались оголенные стены фасада и часть сцены".
9 апреля 1920 г. "Новый театр", Скобелева, 55. 13 апреля устраивается школькомом курсов П. С. Столярского концерт-бал до утра. Конферансье — Утесов".
16 мая 1920 г. "Городской сад. 1-й экстренный симфонический концерт одесской филармонии в составе 78 чел. под управлением А. М. Пазовского".
19 мая 1920 г. "Первый народный музей. В особняке Толстого (Сабанеев мост) комитет памятников искусств и старины открывает первый народный музей. В музей уже свезено очень много ценных предметов искусства и художественных картин, в том числе имеются оригиналы Левитана, Айвазовского и др. Музей будет открыт в ближайшие дни".
19 мая 1920 г. "В субботу, 15 мая, во время спектакля в городском театре загорелись под сценой электрические провода. Начавшийся пожар был своевременно потушен. Однако в течение вечера провода загорались и в зрительном зале. Благодаря тому, что пожарные все время зорко следили, удалось избежать пожара".
9 июля 1920 г. "Вчерашний митинг, устроенный еврейской секцией КП(б)У в театре "Водевиль", прошел с большим успехом. Театр был переполнен. Завтра состоится митинг-концерт в клубе Ратнера (Преображенская, 66). Посвящено "неделе фронта".
18 августа 1920 г. "Долой театр!" Под таким названием завтра, 19 августа, состоится в Украинском Драматическом театре им. Шевченко (б. Русском) сообщение Георгия Шенгели. После доклада — театральный диспут".
21 декабря 1920 г. "Открывается театр революционной сатиры (Теревсат). Это первый театр, в котором революционная мысль, революционный порыв найдет свое отражение и воплощение в сценических образах. Это первое ценное создание управления театрами, его первая самостоятельная работа. Художественная форма Теревсата приближается к театру миниатюр — коротенькие пьесочки, инсценировки, миниатюрные обозрения, интермедии, песенки, пародии, карикатуры, шаржи, веселые экспромты, частушки, искрометные шутки. Преимущественно жанр Теревсата — революционная, политическая сатира. Отведено помещение бывшего театра миниатюр на Ланжероновской ул., № 24".
5 марта 1921 г. "В понедельник 7 марта в 8 час. в Крестьянском Дворце "Южное товарищество писателей" устраивает программное выступление поэтов новоклассической школы. Будут прочитаны доклады, новые стихи, а по окончании состоятся прения".
26 апреля 1921 г. "24 апреля в театре им. Луначарского состоялся первый торжественный спектакль молодой оперы. Для открытия шла "Аида". Театральной "революции" на оперной сцене молодые певцы не сделали...".
26 апреля 1921 г. "Театр революционной сатиры ("Теревсат") — мещанская дешевка, мелкий фарс, аттракционные пошлости, молдаванские анекдоты учинили между собой сногсшибательную безобразную чехарду. Все это вместо шедших здесь агитпьес, драматических отрывков Д. Бедного, революционных инсценировок В. Я. Брюсова, И. С. Тургенева, Н. В. Успенского, агит-петрушек, народных комедий...".
7 мая 1921 г. "Мы, нижеподписавшиеся, 23 апреля покупали билеты в "Театр революционной сатиры" ("Теревсат"), были ошеломлены бешеными ценами, лучшие места стоят 1.500 руб., а последние ряды 250 руб. Спрашивается, где взять 1.500 руб., если жалованье наше составляет 5.000 руб. Если же покупать билеты в 250 руб., то на лучших местах будут сидеть спекулянты или мародеры. Подписи 7 железнодорожников".
По материалам книги В. Малахова и Б. Степаненко, "Одесса 1920–1965".