Номер 44 (1484), 21.11.2019
В Золотом зале Литературного музея с аншлагом прошла презентация альбома Анатолия Дроздовского и Евы Красновой "Старая Одесса в живописи и графике".
"Знаю многих коллекционеров, — комментирует это событие вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — И тех, кто собирает традиционные коллекции — нумизматика, филателия, фарфор, и тех, кто придумал себе необычное увлечение — самовары, народная игрушка, винные бутылки. Но, пожалуй, только один коллекционер из моих знакомых собирает — "ВСЕ об ОДЕССЕ". И при том это не накопительство, а исследование.
Помните шутку, что один из братьев Гонкур сторожил рукописи, пока второй бегал по редакциям. Так это про Дроздовских. Пока муж, Анатолий Дроздовский в бегах ищет новые артефакты, жена, Ева Краснова, пишет аннотации, сопоставляет, объясняет.
Альбом, который был представлен публике, уже четвертый у соавторов.
Первым был альбом "Одесса на старых открытках", вышедший в 2006 году.
До чего же любили, как восхищались нашим городом и в ХIХ веке, и в начале ХХ века. И ведь было за что...
Второй альбом "Старая Одесса. Торговля и промышленность", вышедший в 2009 году, давал возможность почувствовать, каким бурным было развитие города в его первое столетие.
Третий альбом "Старая Одесса. Фотографы и фотографии", вышедший в 2013 году, уже показывал Одессу такой, какой ее запечатлела фотопленка...
Нужно ли объяснять, как ждали владельцы первых альбомов выхода нынешнего. И вновь это признание в любви к городу.
В нем несколько разделов. Оказывается, на почтовых открытках есть виртуальный музей, который можно было бы назвать Одесса в живописи. Есть в собрании Дроздовского открытки с картинами Айвазовского и Костанди, Кандинского и Шовкуненко, Нилуса и Фраермана на одесские темы.
Открытки — изначальное увлечение Дроздовского. Но у него в собрании есть и подлинная живопись Буковецкого и Бальца, графика, Коновского и Волокидина...
И это тоже вошло в альбом.
Отдельный раздел — первые литографии Одессы, где представлены Карло Боссоли, Франц Гросс, Юлий Берндт...
И гравированные портреты персонажей одесской истории, и памятные места...
Еще раз подчеркну, что в альбоме лишь то, что есть в домашней коллекции. Правда, назвать эту коллекцию "домашней" — согрешить против истины, ее экспонаты участвуют в музейных выставках, публикуются в книгах и журналах.
Еще на три мини-коллекции этого альбома обращу ваше внимание.
Это экслибрисы (книжные знаки) одесских владельцев домашних библиотек, начиная с пушкинских времен.
Это морские и сухопутные карты Одессы и окрестностей за 225 лет.
И совершенно удивительная подборка обложек нотных изданий старой Одессы.
Такое это чудо, уместившееся на 450 страницах альбомного формата, 2,5 килограмма радости, выполненное дизайнером Леонидом Бруком, как и предыдущие тома.
Спрашивается вопрос — можно ли не любить такой город? И подсказывается ответ — спасибо, Анатолий Дроздовский и Ева Краснова".
Нам остается присоединиться к благодарности авторам этого прекрасного альбома.
Материалы полосы подготовили Виолетта СКЛЯР и Андрей ТИШКОВ.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО, Александра СИНЕЛЬНИКОВА, Снежаны ПАВЛОВОЙ.