Номер 36 (1380), 29.09.2017
Отклик на новую книгу Игоря Потоцкого "Невыдуманные одесские истории" мы получили от читательницы из Днепра Ольги РЕПИНОЙ.
Я начала читать эту книгу в интернете. Сначала просто радовалась мастерству владения словом. А далее - затянуло. Каждый день специально искала в ленте новостей публикации новой части воспоминаний о детстве Гарика, о бабушке Циле, об Одессе и ее непревзойденном колорите, и пока не прочитывала все "эпизоды", не двигалась дальше в поисках "своего". Ведь не секрет: современное информационное поле настолько насыщено различными своеобразными (это эфемизм) вещами, что хочется задать немой вопрос: а что это было и зачем автор этим поделился?! Но это не о Потоцком, конечно, а так, рассуждения вообще.
Еще один важный для меня момент.
Начиная читать очередную серию о детстве Гарика, ловила себя на том, что... улыбалась. Понимание прямого попадания этих историй в сердце моего выросшего "Ребенка" (вспомним Эрика Берна с его транзакционным анализом), а также знакомство с автором этой чудесной, теплой, мудрой книги - Игорем Потоцким - на Одесском фестивале "Зеленая волна" и спровоцировало меня, в хорошем смысле этого слова, на написание рецензии.
В повседневной жизни я все чаще встречаюсь с людьми, особенно молодыми, которые от привычки рефлексировать стараются если не отодвинуться на приличное расстояние, то хотя бы показать, что она им не свойственна. Обдумывание нынче не в моде. Однако, как говорила героиня одного фильма, совсем отказаться от этой привычки - думания - было бы грустно. Зачем я это написала? Да вот все о своем. О Личности и ее значении в творчестве. Ведь, делая обзор книги, прежде всего хочется говорить о личности автора. Автора, который не забросил привычку, описывая, думать. И не только о себе любимом, но прежде всего о своем читателе.
Каждое слово автора - не просто текст, излившийся на бумагу с помощью воображения или такого психологического феномена, как реминисценции. Это некий индивидуально-философский подход ко времени, пространству и жизни вообще, через которые писатель, рефлексируя, выражает свое отношение к миру и презентует читателям свое видение мироустройства. Вот почему при знакомстве с текстом повести "Невыдуманные одесские истории" и с ее автором я поняла, что передо мной действительно продукт, созданный творческой Личностью.
Всегда учусь у коллег, потому внимательно наблюдала за Игорем Потоцким на "Зеленой волне". Мне импонирует его умение презентовать свои произведения, его непринужденная и очень искренняя манера общения со своими почитателями и теми, кто только что прикоснулся к его творчеству - так сказать, "новобранцами". По-моему, они не то что не сопротивляются, они в восторге: от персонифицированного общения, от приобретенных книг. А что может быть более важным для писателя?
Все мы знаем, что в современной литературе невозможно быть любимым автором просто так. Читатели весьма сензитивны к двурушничеству, нелогичности и лже-искренности и всегда распознают фальшивую фразу, корявый сюжет и старания автора писать "через силу" - лишь бы "буквы присутствовали".
И только тексты, которые подчеркивают стремление персоны к внутренней свободе, самопознанию, и соответствие автора этим своеобразным "стандартам", вызывают искреннюю эмоциональную реакцию на книгу, которая стимулирует интегральные компоненты помыслов и личностного роста самих читателей. Особенно хороши для ментальной тренировки нашего Взрослого и его "Я" рефлексии главного героя - подростка и юноши, который каждое событие пропускает через свое самосознание, формируя индивидуализированное отношение к каждому моменту жизни.
Не знаю, как вы, а я себя вспомнила.
"Я не был в большом восторге от пианино. Я чувствовал, что жизнь моя испорчена. А еще я был уверен, что знаменитого пианиста из меня не получится. Я грустил, но своей грустью ни с кем не хотел делиться".
"Я был самым обыкновенным Гариком, таких в Одессе великое множество - несколько десятков тысяч. Я шел рядом с очаровательной девушкой и наполнялся грустью, что совсем скоро наша любовь прервется. Наверное, бабушка Циля передала мне интуицию по наследству".
"Фантазии роились во мне. Тогда я их не записывал. Потому что еще не было шариковых ручек, а макать перо в чернильницу мне быстро надоедало. К тому же мне не везло на кляксы. Они обязательно появлялись на страницах моих тетрадок. Мои родители и бабушка писали без клякс".
Кроме этого, талант Игоря Потоцкого очень кинематографичен: читая, просто смотришь кинофильм про Одессу. Действительно, нужные кадры в сюжет вставлены, все ненужное и второстепенное отсечено умелой авторской рукой.
"Женщины слетались к нему, как воробьи на крошки хлеба. Он точил ножи, точильный камень азартно кружился, понятное дело, сыпались искры. Женщины вокруг него весело галдели, но никогда не делились своими секретами".
Перепечатав эту цитату, вдруг поймала себя на мысли, что так можно и всю книгу вставить в рецензию. И это не шутка, а реальное положение дел, когда каждая мизансцена, вырисованная памятью автора, становится необходимой в понимании безграничного детского счастья, которое окружало Игоря Потоцкого в любимой Одессе.
Хорошие книги должны находить своих поклонников, и мне хотелось бы, чтобы как можно большему числу читателей удалось испытать чувства теплоты и нежности, вспоминая свое чудесное детство, которое, как и Игорю Потоцкому, нам обеспечили наши трудолюбивые и неунывающие бабушки-дедушки и любимые родители. Да, годы уходят, но такие книги, как книга Игоря Потоцкого "Невыдуманные одесские истории", дают нам надежду на то, что мудрость и талант писателя сохранят для нас счастье детства, которое так скоротечно, ведь "Время иногда возвращается вспять", как справедливо замечает Игорь Потоцкий в своих "Невыдуманных одесских историях".