Номер 27 (1321), 22.07.2016
В Театре "На Чайной" (Карантинная, 21/1) радует завсегдатаев моноспектакль Юрия Невгамонного "Осень" по Тадеушу Ружевичу.
При внешнем отсутствии каких-либо событий внутренне действо чрезвычайно наполнено страстями, и неважно, что жарко на улице, ведь артист, играя в плаще (на дворе у героя осень!), повергает зал в состояние прохлады:
...Осень,
Птичка лазоревая
Умирает,
С ветки на ветку
Падают капли дождя.
На крохотной сцене лишь "человек в футляре" и несколько стульев, на которые он пересаживается по ходу перевоплощений. Одно из них - старая крестьянка, вспоминающая прошедшую вполне безрадостную жизнь и не ждущая чудес. Невгамонный - сам себе режиссер и по призванию, и по образованию, что не мешает ему быть фантастическим разножанровым артистом. Юрий Михайлович востребован и музкомедией, и русской драмой, и театром кукол, вот только в оперном пока не был замечен. Но если знать, что в детстве он занимался балетом, да и сейчас легко может пройтись колесом, если этого потребует роль...
Моноспектакль - дело сольное, индивидуальное, однако и с партнерами он отлично умеет взаимодействовать, и женские образы для него не являются камнем преткновения, взять хотя бы его же нашумевший моноспектакль девяностых "О, счастливые дни!" по Беккету или недавний, на сцене кукольного, где Невгамонный предстал в образе Шарлотты, возлюбленной великого Гете, он до сих пор в репертуаре...
К слову, о женских образах: фильм-призер прошлогоднего Одесского Международного кинофестиваля "Песнь песней" для меня прежде всего - эта еврейская пожилая дамочка с лицом Невгамонного, которая, изображая всем видом безразличие, прокралась в нужное место и тайком хлопнула у буфета лишнюю рюмку наливки... Юрий Михайлович может и должен играть без оглядки на половые различия, оставим их мещанам от искусства. Детство, проведенное в Дрогобыче, обусловило владение не только балетными па, но и украинским и польским языками. "Осень" он играет в украинском переводе - ближе по мелодике к польскому. Спектакль обрамлен грустным стихотворением "Птичка янтарная" Ружевича, артист читает его вначале по-польски, и снова безупречен, а затем по-украински, и понимаешь, что истинному профессионалу ничто не может помешать иметь безупречную дикцию, если он к тому стремится. А когда слов не хватает, возникает драматичный танец в постановке Олега Гусаренко (история с Шарлоттой тоже не обошлась без поставленного тем же хореографом эффектного номера, там страстное танго с огромной тряпичной куклой!)... Все, как в последний раз. Да, он всегда играет, как в последний раз, за то и любит его публика. Иным артистам хочется крикнуть "Браво, только не бис", только не Невгамонному. Всего 50 минут длится спектакль, а хочется, чтобы он продолжался.
Вот в Одессе любят "хорошо покушать", а ведь иногда нужно и "хорошо погрустить", без дурацкого надрыва, истерики, самопроклятий, с любовью к жизни, которая, как ни крути, уходит с каждым мгновением. Но кто сказал, что Невгамонный не умеет развеселить? Зайдите в ту же музкомедию на обновленную "Веселую вдову", увидите его в роли секретаря посла, лопнете со смеху! Пусть опера подождет, а мы "на Невгамонного" теперь будем ходить еще и в Театр "На Чайной", а если его работ там прибавится, скажем огромное спасибо.
Мария ГУДЫМА.
Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.