Номер 18 (763), 13.05.2005
Черноморское пароходство переживало разные периоды своей жизни. Возрождение в 1946 г. Взлет, когда начальником пароходства стал А. Данченко и постепенный спад, вплоть до сегодняшнего дня, когда Черноморское пароходство существует практически только номинально, хотя в отличие от Балтийского официально оно еще не объявлено банкротом.
Если сравнить сегодняшнее положение в пароходстве с 1980 г., то выплывают следующие цифры. В 1980 г. пароходство насчитывало 360 судов (включая вспомогательные). Из них 297 транспортных. На судах работало более 12 тысяч моряков, еще столько же находились в резерве.
Но уже в 1990 году встал вопрос, куда трудоустроить тех моряков, которые остались без работы.
Если будет позволено скаламбурить, то выход был один тех, кто остался за флагом, устроить "под флаг", то есть на иностранные суда, под иностранные флаги.
Устройством на работу "подфлажников" занялся с 3 апреля 1990 г. производственно-хозяйственный кооператив "Прогресс", первая в СССР крюинговая компания (кстати, слово КРЮИНГ в законодательстве отсутствует, узаконено название "посредническая компания по трудоустройству").
"Прогресс" в 1990 г. возглавили капитаны дальнего плавания Гарри Костенко и Владимир Ланг. Кооператив был занесен в Госреестр участников внешнеэкономических связей и получил соответствующее Свидетельство с перечнем услуг, которые мог оказывать кооператив, в том числе право на комплектование экипажей на суда иностранных судовладельцев.
За 15 лет число крюинговых компаний в Украине (для краткости мы их будем называть так, хотя эти компании занимаются трудоустройством не только моряков) выросло до 410. Из них в Одессе 200 компаний.
Только на судах греческих судовладельцев по греческим компьютерным данным работают 18 700 украинских и российских моряков, что составляет в целом 812 экипажей (543 украинских экипажа по 12500 человек и 269 экипажей по 6200 человек российских). Вообще за 15 лет на иностранные суда было устроено почти 80 тысяч украинских моряков, что позволило не только предотвратить социальный взрыв среди тысяч моряков и их семей, но и сохранить "золотой запас" профессионалов морского дела. И не только. Повышение уровня практических навыков, овладение новейшими морскими технологиями, совершенствование в овладении языками, перспектива роста вот результат крюинговой практики. Кроме того, благодаря крюингу за 15 лет в Украину ввезено в виде заработной платы "подфлажников" свыше 2 миллиардов долларов США.
Хотя заработок в иностранной валюте за рубежом ранее не облагался налогом, если моряк работал там не менее 183-х суток, но тем не менее такой приток валюты в страну способствовал становлению экономики.
В связи с новым налоговым законодательством эта льгота упразднена, хотя сейчас ставится вопрос о соответствующих поправках, касающихся моряков-подфлажников.
Правда, здесь возникает другая проблема. Это будущее самих моряков. Речь идет о пенсии, поскольку иностранные судовладельцы не делают отчислений в пенсионные фонды. Самим же морякам делать добровольное отчисление в Государственный пенсионный фонд было невыгодно. Учитывая процент взимаемый с заработной платы при ее величине "под флагом", отчисляемые суммы оказались бы очень значительными. В то же время у пенсии существовал "потолок". Так что, отчисляя сотни долларов в пенсионный фонд, моряки к старости получали бы лишь пару сот гривен. Сейчас положение изменилось. Есть альтернативные пенсионные фонды, и моряки по своему усмотрению могут вкладывать в них деньги.
Для справки. Ежемесячный должностной оклад капитана компаний "Укрречфлот" или "Черазморпуть" составляет 500-600 грн. "Под флагом" капитан получает 600 долларов ежемесячно.
Крюинговые компании находятся под постоянным контролем общественных и государственных органов. Как заверили журналистов гости пресс-клуба "Порто-франко", представители крюингового бизнеса, при самом строгом контроле за деятельностью крюинговых компаний никаких крупных нарушений за последние годы выявлено не было. Все случаи ущемления прав украинских моряков, работающих "под флагом", случаи попадания в беду происходят, как правило, с теми, кто, выехав за рубеж (например, в Турцию) по ОВИРовскому паспорту, устраивались там на суда нелегально.
Моряки, устроенные на работу "под флаг" через крюинговую компанию, защищены соглашениями компаний с иностранным судовладельцем и нашими профсоюзными организациями. За последние годы не пришлось разбирать ни одной жалобы моряка на крюинговую компанию. К сожалению, нередки случаи нарушения нашими "подфлажниками" трудовой дисциплины, случаи пьянства и т.д. В то же время морякам нужно проверять лицензию (в том числе в отношении срока ее действия) крюинговой компании, вчитываться в каждую строку договора, который они подписывают (договор составляется на 2-х языках: английском и украинском или русском), взвешивать все условия.
От желающих устроиться на иностранное судно требуется знание английского языка, оно нужно в первую очередь тем, кто претендует на хорошую должность. "Зеленый свет" в первую очередь имеют выпускники высших и средних учебных заведений, имеющие полный пакет конвенционных документов и знающих английский язык на оценку не ниже четверки.
Гостями пресс-клуба были: В. Ланг председатель общества содействия трудоустройству моряков и защиты их социально-трудовых интересов; И. Султанов председатель правления Украинской морской организации; Е. Изотов председатель региональной федерации морских профсоюзов юга Украины; В. Qавчук председатель представительства Госкомпредпринимательства Украины в Одесской области.
Елена ГРИГОРЬЕВА.
Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.