Номер 04 (1298), 5.02.2016
В январе исполнилось 85 лет знаменитому театральному режиссеру и педагогу Аркадию Кацу.
Будущий народный артист Латвийской ССР и Украины, а также заслуженный деятель искусств Российской Федерации родился 5 января 1931 года в Николаеве, в семье финансового работника. Окончил Николаевскую среднюю школу (1947), актёрское отделение Одесского театрального училища (1951) и режиссёрский факультет Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии (1960). Работал актёром в Одесском театре Советской Армии и Русском драматическом театре города Бельцы (1951-1952). С 1964 по 1988 гг. возглавлял Рижский театр русской драмы. Также работал в Московских театрах им. Е. Вахтангова и "У Никитских ворот".
Скупые строки биографии дают лишь приблизительное представление о личности этого Мастера. Аркадий Кац входит в число очень и очень немногих руководителей нестоличных театров СССР, которым удалось сделать свои коллективы всесоюзно известными (кроме него, это П. Монастырский в Куйбышеве, Ю. Киселев в Саратове, А. Бородин в Кирове и ряд других). Более того, некоторые пьесы в Рижском театре русской драмы шли раньше, чем в Москве или Питере. Самый наглядный пример - "Утиная охота" А. Вампилова. Рижане с успехом гастролировали в самых крупных городах Союза. Регулярно привозили свои спектакли в Одессу. Это интервью было взято во время гастролей 1986 года.
- С чего начался ваш путь в режиссуру?
- Как и у очень многих - с самодеятельности родного Николаева. Увлекался театром - даже не могу вспомнить точно, с какого времени. Кончилось увлечение тем, что я поступил в Одесское театральное училище, в то время - одно из лучших театральных учебных заведений страны. Все мы, закончившие это училище, всегда вспоминаем его с глубокой благодарностью, как и своих педагогов.
Я учился на первом курсе у Кирилла Иванова, а на последующих трёх - у Алексея Матвеевича Максимова. А с первого по четвертый курс нашим педагогом по мастерству была Мария Исаевна Каменецкая. Вот этим трем людям я и обязан всем тем, чем руководствуюсь и сегодня. Затем служил актером в Одесском театре Советской армии, работал в Молдавии. Отслужил в армии, поступил в ЛГТМиК (Ленинградский институт театра, кино и музыки), окончил в 1960 году режиссёрский факультет и по направлению поехал в столицу Удмуртии Ижевск.
- А что, в Питере не удалось остаться?
- Я считаю, что мне очень повезло, потому что сразу получил возможность работать в полную силу. И когда я сейчас выпускаю уже своих учеников, то каждому из них советую ехать работать туда, где ты нужен, где ты сможешь проявить себя. Ведь в юности ничего нет прекраснее, чем растрачивать свою энергию...
Видимо, неплохо проявил себя в Ижевске, раз спустя три года после окончания института был приглашен на работу в Ригу, в Театр русской драмы.
- Как вам удалось создать в провинции (по советским меркам) театр, который по популярности конкурировал со столичными?
- Традиции этого театра уникальны. В нем с самого момента создания в 1883 году собралось большое количество одарённых людей. Кроме того, в конце 19-го века в Риге регулярно гастролировали артисты императорских театров, что формировало и атмосферу, и вкус зрителей. А когда в 1902 году сюда пришел выдающийся антрепренер Константин Незлобин, то вообще начался расцвет театра. И если во МХАТе, безусловно, первом театре начала ХХ века, шли новые пьесы Чехова и Горького, то буквально в те же месяцы проходили премьеры и в Риге. А. Горький не только предлагал театру свои пьесы, но и принимал непосредственное участие в их создании. Тем более, что в Рижском театре одно время работала Мария Андреева, ставшая его женой. А еще ведь в этом театре работали молодые в ту пору режиссеры Коте Марджанишвили и Александр Таиров, ставшие впоследствии мастерами мирового уровня. Ну и как забыть Михаила Чехова, который провел тут два сезона?!
Так что мне было на что опереться...
- Репертуар вашего театра не уступает столичным коллективам. Как вы выбираете пьесы для постановки?
- Поскольку мы живем в столице союзной республики, то каждый год в обязательном порядке ставим русскую классику. Мне кажется, что любое крупное классическое произведение современно всегда. В "Ревизоре" или "Чайке" есть все то, о чем нам необходимо говорить сегодня. К сожалению, в современных пьесах часто не хватает высокой литературы. Кроме того, надо учитывать мой, уже вполне преклонный возраст. Чего греха таить, уже не я выбираю пьесу, а пьеса выбирает меня.
- Чего вам не хватает в современной драматургии?
- Нынче считается, что в спектакле должен быть этакий "джентльменский набор": чтобы гремела музыка, обязательно были поющие актеры, словом, чтобы спектакли были шумные, громкие... А мне кажется, что зритель уже соскучился по тишине, по психологии, по характерам, по сосредоточенности, которая, увы, стала уходить из театра.
- Но ведь современный театр считается "режиссерским"...
- Говорю совершенно честно, я не понимаю этого термина - режиссерский театр. Если театр хороший, то в нем и режиссер хороший, и актеры, и пьесы идут хорошие. А если театр плохой, то в нем плохо все. Я видел спектакли крупнейших режиссеров, и у них всегда хорошие артисты. Потому мне кажется, что разговор о "режиссерском" или каком-либо другом театре просто беспредметный.
Другое дело, что в нашей стране слишком много театров, хотя и говорят, будто их мало. Мы не можем обеспечить такое количество театров высококвалифицированными режиссерами. Режиссер - профессия редкая, тут счет не может идти на сотни. В лучшем случае, мы можем рассчитывать на десятки людей, способных всерьез заниматься этой профессией.
Режиссер - профессия двадцатого века. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- В вашем театре всегда играли хорошие актеры. Но "звездами" они становились, только после переезда в Москву или Ленинград. Яркий пример - Александр Боярский, который, на мой взгляд, по таланту превосходил своего знаменитого брата. Почему так получается?
- Давайте не путать понятия! Может быть, вам известны сугубо театральные "звезды"? Мне известны "кинозвезды", работающие в театре, а это не одно и то же. К сожалению, публика очень часто идёт не на спектакль, а на актера, иногда даже не на хорошего, а на известного актера, что также не одно и то же. Увы, не всегда популярность совпадает с одаренностью. Я бы сказал, что чаще всего не совпадает. Или совпадает в исключительных случаях, как у Высоцкого либо Ульянова.
Я лично считаю, что в спектакле должен быть ансамбль. Если хотите, я за спектакль без "звезд". И с равным уважением отношусь и к самым одаренным артистам, играющим центральные роли, и актерам, играющим крошечные роли, эпизоды, при условии, если каждый из них играет с максимальной отдачей. Ведь каждого из нас Господь Бог одарил по-разному.
Подготовил Александр ГАЛЯС.