Номер 4 (1444), 7.02.2019

А У НАС ТЕМА ФЕЙ, или ПОД СТОЛОМ

Напомним, что осенью Одесский Театр юного зрителя имени Юрия Олеши, Международная лаборатория молодой режиссуры Open Doors при поддержке Украинского культурного фонда и при содействии областного управления культуры и Одесского межрегионального отделения Союза театральных деятелей Украины провели Международную лабораторию для молодых режиссеров "Открытые двери". 

По итогам конкурса право на постановку своего проекта в полном объеме получил Александр Баркар, выпускник Луганского государственного института культуры и искусств, ныне работающий в Российском академическом молодежном театре в Москве. Премьера состоялась - о ней будут долго говорить и спорить. Первые отзывы: небанально", "сильно", "искренне"... Публика к такой степени искренности, возможно, не совсем готова. Но это вызов, который следует принять.


Все начинается с того, что в основании двухэтажной конструкции, напоминающей обеденный стол со свисающей скатертью, затаилась юная девочка со своим воображаемым другом. Дети любят находить убежище там, откуда можно незаметно наблюдать за взрослыми... А те в основном восходят на второй этаж, в соответствии с высотой своего положения. Выстроить действие по вертикали смогла российский сценограф Анастасия Трубникова, идею воплотила художник-постановщик Светлана Родослава, танцы поставила хореограф Валентина Есипенко, а танцует в этой семье больше всех, как ни странно, бабушка... Но все по порядку.

Александр остановил свой выбор на пьесе молодого драматурга Керен Климовски "Красная Каска". Керен - весьма талантливая молодая женщина, драматург, сценарист, прозаик, переводчик. Родилась в Москве, с седьмого по двенадцатый класс жила вначале в Минске, а потом в Санкт-Петербурге, где училась в англо-американской школе. Семья Керен репатриировалась в Израиль, в итоге она владеет ивритом и переводит на русский язык пьесы Ханоха Левина. В 2008 году закончила одновременно два факультета американского университета Браун: театральный и сравнительной литературы (английской, русской, французской), сейчас живет в Швеции. Перечисление ее пьес, отмеченных на международных конкурсах, заняло бы слишком много места. Сам режиссер признается, что его очень подкупает умение драматурга обходиться без ругани, а это редкое качество для современных авторов. Откровенность, искренность - хорошо, грязные речевые обороты - плохо. В этом Александр Баркар убежден.

"Красная Каска" посвящена драме взросления одиннадцатилетней девочки, которую сверстники зовут "мутантом" и даже не приходят к ней на день рождения (работа актрисы Ирины Шинкаренко выше всяких похвал, именно она сообщает театральному высказыванию ожидаемую силу, искренность, эмоциональность). Александр Чорба сыграл Волка, воображаемого друга девочки, "Я - ответственный Волк", говорит о себе этот персонаж, и с полным на то основанием. Шутовские одеяния на родителях (Инна Мешкова и Виктор Раду) подчеркивают, как дочь воспринимает их фальшивые попытки подвергать лакировке действительность из-под стола, своего убежища. Добрая и раскованная Бабушка (Валентина Гульченко) осталась во многом девочкой, приверженной моде своего взросления. Платьице в талию, пышная юбка - да это же Одри Хёпберн на пенсии!

Чтобы подчеркнуть, что у дочери есть некие основания проявлять недоверие к родителям, режиссер "заставляет" отца эхом повторять насквозь лживые реплики матери, адресованные позвонившей подружке:

- Уже одиннадцать, представляешь?!

- Да вот готовимся!

- Не говори, время летит!

- С минуты на минуту!

- Человек двадцать - весь класс!

- Ну да, со всеми дружит, такая популярная...

- А у нас тема фей, она просто обожает фей!

Но класс игнорирует день рождения девочки в черной толстовке, и какие еще феи?! Она обожает огонь...

ВОЛК. А у тебя есть мечта?

КРАСНАЯ КАСКА. Конечно! Хочу доставать людей из огня! Хочу прыгать в огонь! В таком специальном несгораемом костюме. Прыгать в огонь и не сгорать. Все вокруг будут бояться, а я не буду. И не из-за костюма, а потому что знаю способ. Я буду пытаться с ним договориться. Надо полюбить огонь, понять его, чтобы потушить. Надо приручить огонь, объяснить ему, что он хороший. Потому что он не виноват, что его так много, что он такой горячий и дерзкий. Он ведь не спрашивает позволения, а просто берет все, что захочет. А я буду приручать его, значит, я буду сильнее, чем огонь, и все будут звать меня укротительницей огня, и...

Но настоящий огонь полыхает в душе ребенка, по отношению к которому сверстники очень жестоки, тут уместно модное (к прискорбию) слово "буллинг": "Я ненормальная, урод! Не люблю фей и принцесс, ненавижу розовый, ношу черное, не смотрю телек, не боюсь пауков, змей и покойников, не смеюсь, когда кто-то падает, не влюбляюсь в мальчиков, не сплетничаю с девочками, и хочу стать пожарником, а это - тупая профессия, и не для девочек! Я и не девочка, и не мальчик, а мутант! Они меня так и зовут: мутант, иди сюда! Мутант, вали отсюда! Только второе они говорят чаще...".

Бабушка, которая, кажется, искренне и ближе всех к внучке, дарит ей на день рождения красный головной убор. По пьесе это пожарная каска, но волей режиссера подарок оказывается красной балаклавой, пугающей родителей. Особенно папу. Ведь гораздо удобнее и приятнее, когда в доме растет милая доченька Красная Шапочка, а не Красная Балаклавочка... Но в какой-то момент все круто изменится, когда Красная Каска увидит в своих родителях ту искренность и любовь, которую разглядеть не удавалось. Пожалеет их и... отменит уже взлелеянное в душе самоубийство.

Что будет дальше? Конечно, в пугающем мире взрослых девочке придется как-то мимикрировать, и она принимает взрослое решение, сменив балаклаву на шутовской колпак. Все сложится хорошо, ведь теперь она сама будет отвечать за себя, а не воображаемый друг, в одночасье ставший невидимым. Зритель разделяет тревогу героини и верит в лучшее. Спектакль для всей семьи - так позиционирует ТЮЗ "Красную Каску". Родителям взрослеющих ребят он будет так же интересен и полезен, как и детям. В любом случае, будет о чем поспорить, а споры, как ни парадоксально, сближают!

В. С.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.