Номер 45 (1339), 25.11.2016

"...И МАЕТСЯ БЫЛОЕ В ТЕМНОТЕ"

История возникновения этого спектакля восходит к жаркому июлю, когда на базе Одесского академического русского драматического театра прошел Первый международный фестиваль современной режиссуры "Встречи в Одессе" (Одесса - Тель-Авив - Львов - Варшава - Москва - Уфа - Алма-Аты).

Молодые режиссеры из разных театров и стран приехали в Одессу и в течение пяти дней одновременно вели работу над четырьмя спектаклями с артистами нашей труппы. Спектакли вошли в репертуар, о великолепных "Записках сумасшедшего" по Гоголю в постановке Игоря Неведрова мы уже рассказывали, а сейчас постараемся немного приблизить к читателю "Метель" по драматическим поэмам Марины Цветаевой "Метель" и "Казанова" в постановке Ришата Гали (Уфа, Варшава).


Ришат - режиссер несомненно одаренный, тонко чувствующий музыку и поэзию, выступил здесь и как автор сценической версии, сценографии, музыкального оформления. Балетмейстер Юлия Пурина помогла ему довести замысел до совершенства, так как часто непроявленное в репликах артисты танцуют. Перво-наперво зрителя начинает кружить знаменитый вальс Георгия Свиридова из Музыкальных иллюстраций к пушкинской повести "Метель", на сцене меж тем при раздвинутом занавесе застынут молчаливые персонажи, среди которых будет даже статуя. А оживать они будут вместе с боем старинных часов, ведь новогодняя ночь сулит чудесные превращения...

Ироничный Трактирщик (Михаил Игнатов) появится с граммофонной трубой в руках, самолично проверит наличие пыли на каминной доске, поставит пластинку с танго "Утомленное солнце", а она поначалу будет заедать, и танец юного, кудрявого, потрясающе пластичного Торговца (Альберт Солдатов) будет подобен движениям сломавшейся заводной игрушки... Аутентичные башкирские песни также прозвучат, в них, на слух нашего зрителя, присутствует экзотика и тайна, они отзываются в студеной атмосфере новогодней ночи, объединившей случайных, чужих друг другу людей, обещанием нездешнего счастья.

Хрупкая куколка в парике и с веером покачивается в кресле-качалке. Анна Дьяченко (Старуха) хриплым голоском погружает нас в свои размышления:

Розы не пахнут, не греют шубы...

А кавалеры-то стали грубы!

Ихних речей и в толк не возьму!

Но стоит ей окунуться в свои воспоминания поглубже, и они словно выталкивают ее иной, помолодевшей, с серебристым смехом, гибкими движениями обольстительной герцогини, видавшей застолья, где окружена она была любовником и мужем, поклонниками и обожателями, хотя в свете придерживалась обращения строгого... Красивейшую ожившую статую играет Яна Слупская (Дама), и оторопь берет от мрачного предчувствия, когда Торговец и Охотник (этого брутального персонажа в очередь играют Александр Суворов и Ярослав Белый) цинично обсуждают ее стати. Охотник в начале и в финале спектакля будет шутливо целиться, словно из ружья, деревянной клюкой в зал, и такое ощущение, будто выстрел уже прозвучал - там, в далеком прошлом, которое является нам странным сном сквозь дуновение метели (а может быть, вечности).

Заслуженный артист Украины Сергей Поляков (Таинственный господин) обольщать будет Даму чувственным танцем и льстивыми речами. А дальше словно что-то сломается, возникнет иная реальность, где возможны несправедливые не то худсоветы, не то популярные еще совсем недавно по историческим меркам "товарищеские суды", вынесенный Старухой портрет Сталина в малиновом пиджаке, безумный хохоток читающей стихи с разрозненных листов Дамы (в спектакле также использованы фрагменты пьесы Анны Ахматовой "Энума элиш. Пролог, или Сон во сне"). Будет убран не то что объявленный анахронизмом занавес, но даже задник, обнажены театральные кулисы со всей машинерией, а окончательно вышедшие из ролей артисты забубнят по кругу, словно заевшая пластинка: "Шашлык, грибочки, пивасик... А ко мне вчера теща приехала". Между отправными точками спектакля столько наплетено кружев актерских, интонационных, пластических, такой вокал выдаст Трактирщик (как бы опера не переманила!). Судьба мятущейся души художника, "особость" его существования - все с великолепной лаконичностью (спектакль-то одноактный) явлено на сцене. Но, конечно, об этом спектакле будут спорить. Как именно и на чьей стороне истина, показывают даже выдержки из перепалки на театральном форуме, которые стоит процитировать.

"Уважаемые режиссеры, постановщики и артисты русского театра! Я посетила практически все спектакли вашего театра и всегда оставалась довольна игрой актеров и режиссурой. Но! Сегодня мы с друзьями решили посмотреть спектакль "Метель", об этом и хочу написать. Такого ужасного и бессмысленного спектакля (мне неприятно называть это действие спектаклем, но ладно...) я никогда не видела. Абсурдные реплики, ни к чему не привязанная инсталляция, действие, не привязанное к диалогам и монологам, год события никак не охарактеризирован (даже костюмами актеров), ни одной мелочи, позволяющей разуму зрителя зацепиться за суть происходящего... За время "спектакля" меня посещало только одно чувство - жалость! Мне было жаль потерянного времени, потраченных денег и актеров. Актеры просто играли и читали, а вот что именно, наверное, не знает никто, кроме режиссера! Я хочу обратиться к руководству русского театра, пожалуйста, не пропускайте больше такое г... на сцену такого великого театра! Мне оскорбительно видеть, как мой любимый театр с прекрасным актерским составом превращается в г...-театр! Спасибо!"

"Оцтой!!! не надо тратить на это деньги!! н-да... актеры русского театра, вам не стыдно за происходившее сегодня на сцене театра? не стыдно?!!! этот "спектакль" в кавычках, точнее, этот педерастический (в плохом смысле этого слова) сценический шабаш - плевок на могилу великой русской поэтессы Марины Цветаевой. Ну сейчас плевать на все русское - в трэнде, молодцы, не отстаете. Актеры, поучаствовавшие в этом, - сочувствую вам, вам теперь отмываться и отмываться. Надеюсь, хоть кому-то из вас стыдно. Это очень стыдно, ребята, мне вас жаль".

"Спектакль прекрасен во всем: артисты, декорации, спецэффекты! Спектакль понравится не всем. Но если вы любите современные постановки и настоящую драму, то вы будете в восторге, как и я! Это прекрасный спектакль, на который хочется пойти еще раз. От отрицательных комментариев, прочитанных выше, я в ужасе... какой низкий уровень у людей, их оставивших, печально".

"Метель" - спектакль высокой пробы. Это искусство"; "Прекрасный образец поэтического театра. Но если зритель незнаком с явлениями мировой культуры, у него не возникает нужных ассоциаций. Таким ходить на "Метель" не стоит, не поймут".

"Спектакль с тысячами деталей, которые нужно замечать и трактовать для себя и разгадывать. Очень глубокий, я бы сказала даже, на грани. Это не та постановка, которую разжевали и положили в рот зрителю. Браво! Впечатлил".

"Спектакль производит Впечатление... которое нужно еще долго осмысливать. Сценарий нелинейный и непростой, но держит интерес до конца".

"Игра актеров просто шикарна, русский театр, как всегда, держит марку, всегда остаюсь доволен увиденным".

"Да, обнаженки мало, но Эротика присутствует фантастическая (так что детей с собой брать не стоит, с ними и не пустят)! БРАВО!"

Мария ГУДЫМА.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.