Номер 17 (1262), 15.05.2015

"ЧАЙНИКИ" ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ

Свой первый маленький юбилей, а именно - пятилетие - отметил самый необычный, самый камерный из одесских театров - "Театр на Чайной" (Карантинная, 21/1). За это время здесь поставлены 19 спектаклей, дано не поддающееся учету количество представлений, перед каждым из которых директор театра Александр Онищенко лично отлавливает кота с истинно театральной кличкой Глобус (намек на шекспировский театр!) и удаляет его из зрительного зала, чтобы зрители не отвлекались. Но Глобус все равно всегда пытается затаиться и посмотреть спектакль; иногда это ему удается...

Александр Онищенко.

Люди из сферы искусства нередко сетуют на судьбу, правительство, невостребованность и т. п., находя массу причин опустить руки, а заодно опуститься самим... Но в нашей истории таких нет.

А. Онищенко, выпускник Одесского театрального лицея под руководством Анатолия Падуки, первоначально создавал театр для себя и таких же "лицеистов". Своими руками приводил он в порядок помещение бывшей чаеразвесочной фабрики, выгоревшее после мощного пожара; ведь за перестроечные годы приобрел опыт строителя в Испании. Так был создан театр, где все руководится любовью, где встречаются профессионалы из Русской драмы, музкомедии, ТЮЗа (а нередко приезжают даже киевские артисты), чтобы не по чьему-то велению, а по собственному горячему желанию осуществить тот или иной проект. "Чаеразвесочное" прошлое плавно перетекло в настоящее - после спектакля зрителям бесплатно предлагают горячий чай или кофе, артисты и режиссер выходят к публике, совместно обсуждают состоявшееся действо, ведь это совместный акт творчества...

В большинстве случае режиссерское решение принадлежит самому Александру Онищенко, но здесь ставили спектакли актер Русской драмы Михаил Дроботов, актриса Театра кукол Руслана Рудая, режиссер Павел Кошка и другие. Важно соблюсти вот какое требование: "намоленный" зал не потерпит конъюнктуры, пошлости, "чернушного" эпатажа; свою публику нельзя разочаровывать, она ищет здесь свежего глотка, а не хмельной отравы.

ПРОЩАТЬСЯ - НИ ЗА ЧТО, ДО СКОРОГО СВИДАНИЯ!

Спектакль "За стеклом" - визитная карточка "Театра на Чайной" - самая первая постановка этого коллектива, осуществленная в апреле 2010 года, до сих пор не сходит со сцены. Эта почти комедия по одноименной пьесе Сергея Носова, антиакадемический рассказ об актерах, персонажах и о том, как персонажи влияют на актеров, имеет тенденции к саморазвитию. Спектакль пережил несколько редакций, побывал на фестивалях и успешно продолжает свою сценическую жизнь, а зрителям по-прежнему интересно.

"К своему приятному удивлению отметил, что аудитория страстных почитателей театра значительно помолодела, - пишет на театральном интернет-форуме один из поклонников "чайников". - Даже в прошлом году средний возраст зрителей был в районе 35 лет, а сейчас основной контингент составляют молодые люди 22-27 лет. Респект нашей молодежи! Значит, не всех еще безвозвратно засосали ночные клубы и всякого рода сомнительные тусовки (я не против подобных заведений, сам в свое время прошел Крым и Рым, просто это не то, на чем следует окончательно останавливаться). "Театр на Чайной" для меня как классика, к которой рано или поздно приходит каждый мыслящий человек. Спасибо вам, ребята, за то, что заставляете прожить и прочувствовать каждый спектакль вместе с вами, спасибо Саше Онищенко за то, что собрал такой замечательный коллектив и находит такие порой непростые, но действительно трогающие за душу произведения, заставляющие задуматься, а порой и переосмыслить многие вещи. Успехов вам, побольше премьер и благодарного, понимающего зрителя! Да что это я вроде как прощаюсь?! Я у вас еще буду, буду и буду!".

Ольга Салтыкова и Олег Шевчук
в спектакле "Глаза голубой собаки".

Завсегдатаям "Театра на Чайной" не помеха снег и дождь, спектакли отменяются крайне редко, билеты бронируются заранее. Здесь максимально внимательны к своей публике, в отличие от официальных театров, где порою нелюбезные кассирши вкупе с подозрительными билетершами так могут встретить, что навсегда отобьют охоту соваться за духовной пищей...

Творческое кредо "Театра на Чайной" формулируется так: "Мы - студия, лаборатория, театр. Мы учимся, ищем, мы хотим с вами разговаривать. Зал театра рассчитан на 50 зрительских мест. Фактически вся территория его разделена поровну на актерскую и зрительскую зоны. Это пространство, в котором актеры и зрители равноправны. Вы не увидите здесь массовых сцен и массивного репертуара, но все, что будет происходить, будет происходить не "где-то там", а рядом с вами и среди вас. Вы уже не совсем зритель, вы - соучастник. Тесный контакт не позволит нам безнаказанно врать - вы сразу же почувствуете это...".

Почувствовали за пять лет - и не раз. И когда смотрели хоррор-драму "Вне зоны доступа" с прелестными Яниной Крыловой и Ириной Настасийчук; и когда внимали Артему Погосяну в "Случае в зоопарке"; когда сопереживали любовным драмам с участием Ольги Салтыковой ("Двое на качелях" и "Глаза голубой собаки"). Полтора года учили студийцев, решили, что все секреты мастерства им передали, многие из выпускников задержались в коллективе, как Филипп Азаренко и Валерия Задумкина. Событиями сезонов становились постановки с участием Влада Костыки (ТЮЗ) и Валерии Задумкиной (Театр кукол) - "Аве Мария Ивановна", "Маленький Донни, победивший мрак". Уже по названиям постановок можно оценить этот одесский "офф-офф-Бродвей", территорию доверительных эмоций, задушевных переживаний, трогательных персонажей, так похожих на сидящих в зале.

РЕШИТЬСЯ НА ПЕРЕМЕНУ УЧАСТИ, ВЗЯТЬ СУДЬБУ В СВОИ РУКИ

Когда была впервые представлена одноактная пьеса американского драматурга Мюррея Шизгала "Машинистки" в постановке Русланы Рудой, известной актрисы, решившейся на дебют в режиссуре, стало ясно, что все это - и о ней самой рассказ, но с другим финалом. Сильвия Пейтон (Татьяна Цявкун) и Пол Каннингем (Петр Липинский), на наших глазах тратя лучшие годы в скучном офисе, упускают шанс обрести счастье, жить, как хочется, делать то, к чему есть талант, да просто любить друг друга. Руслана Рудая решилась на перемену участи, ступила на режиссерскую стезю, и хочется пожелать, чтобы за дебютом последовали новые работы.

Елена Юзвак и Денис Фалюта
("Странный спектакль").

Совсем скоро на суд зрителей будет представлена вторая часть "Странного спектакля", которая не родилась бы без зрительского одобрения первой части, состоящей из трех новелл. Показали, обсудили - решили продолжать... Когда эта цельная постановка будет завершена, получится шесть историй о том, что если не все, то многое зависит от героев, а значит, от каждого из нас. Часовое увлекательное действо по маленьким пьесам известного американского драматурга Девида Айвза "Слова, слова...", "Время летит", "Вариации на смерть Троцкого" решено в жанре "басни без морали". Мы не привыкли к таким пьесам и к таким качественным переводам, не привыкли к такой точной игре актеров (по принципу "Театра на Чайной" на одной камерной площадке встречаются профессионалы из разных коллективов, в данном случае это Елена Юзвак, Александр Бойко и Денис Фалюта). Когда постановка создается по любви и на энтузиазме, и при наличии таланта, разумеется, возникает как раз такой эффект, как на "Странном спектакле" - истек положенный час и десять минут, а страстно желаешь продолжения... Продолжение-то будет, а пока представьте себе троих симпатичнейших шимпанзе за пишущими машинками (ну ладно, Леночка Юзвак из ТЮЗа, ей не привыкать перевоплощаться в обезьянку, а Денис Фалюта вообще из музкомедии, а как повадки перенял, этот леденящий душу хохот джунглей, а прыжки...). Шимпанзе участвуют в некоем эксперименте, затеянном неким ученым Розенбаумом: ожидается, что в результате многодневного стучания по клавишам получится "Гамлет"...

А приматы, мечтающие качаться на ветвях своей далекой родины, опасаются лишь одного, как случайно не эволюционировать до Розенбаума ("Учи Дарвина, детка!" - снисходительно говорит шимпанзе Свифти (Александр Бойко) героине Елены Юзвак). И, черт возьми, у этих мудрых животных, для общения с туповатыми людишками умеющих "включать режим ужимок", в конце концов начнет получаться этот самый "Гамлет"...

Вторая пьеска называется "Время летит" - мы видим двух влюбленных мушек-однодневок (не все ли мы такие же мушки, мечтающие о продлении земного существования?) и комментирующего их нехитрую жизнь... телеведущего Дроздова (пародия Саши Бойко ну просто отличная, с закрытыми глазами одного от другого не отличишь). Подопытные насекомые или любящие личности? Не будем спешить с выводами... А третья пьеска - "Вариации на смерть Троцкого" - бенефис Дениса Фалюты в соответствующем образу гриме. Сегодня мы знаем, что Лев Троцкий обожал страстно свою супругу вплоть до последних дней (личная переписка содержит такие обороты, что молодожены бы покраснели!), хотя это не мешало его интрижке со знаменитой мексиканской художницей Фридой Кало, например. Пламенный революционер в изгнании работает за столом в доме (цветущий район Мехико - Койоакан; в видеопроекции предстает стеклянная дверь в сад, на стене видим календарь за 1949 год с портретом Сальвадора Дали). И как вам такое шальное предположение: садовник Рамон Меркадер мог быть любовником супруги Троцкого или все дело в политических соображениях, обрушивших альпийский ледоруб на красивую голову Льва Давидовича? Сильные мира сего играют нами или наши собственные страсти?

Ответы нужно искать вне зависимости от того, день один отведен нам судьбой или же сто двадцать лет. Пожалуй, это главный урок, полученный нами в гостеприимном "Театре на Чайной".

Александр ГАЛЯС, Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.