Номер 2 (1247), 23.01.2015

ПРИ ЧЕМ ТУТ МАЛЬЧИК?

Иногда в одну и ту же реку можно вступить дважды - это доказал Одесский академический русский драматический театр, заново поставив спектакль по пьесе известного одесского драматурга Александра Марданя "Лист ожидания". Десять лет назад на этой же сцене российский режиссер Иосиф Райхельгауз поставил эту же пьесу с Геннадием Скаргой и Татьяной Марковой. Затем возникла череда конфликтов с дирекцией театра, режиссер требовал снять свое имя с афиши, в общем, создалась невозможная ситуация, и неважно уже, по чьей вине.


Важно, что написанная одесситом Марданем пьеса оказалась востребованной театром вопреки всему (а география постановок "Листа ожидания" поражает воображение) и волшебно резонирующей с нашими печальными буднями. Режиссером новой версии спектакля стал заслуженный деятель культуры Польши, художественный руководитель Польского театра в Москве Евгений Лавренчук. Напомним, в Одессе он создал резонансные постановки "Сумерки богов" (2006) и "Танахшпиль" (2008).

- Мне приятно, что пьесе уже десять лет, а ее продолжают ставить, - заметил автор "Листа ожидания" Александр Мардань. - Тем, кто видел постановку десятилетней давности, интересно будет сравнить и пережить эту историю с новыми героями.

В свое время драматург вдохновился пьесой американского драматурга Бернарда Слэйда "В будущем году, в то же время", рассказавшего историю, герои которой, встречаясь всего лишь раз в году, сохраняют взаимность чувств до самой старости. Интересно, что в американской пьесе герой остается, в общем и целом, без особых изменений, ему предназначено с удивлением и восхищением следить, как изменяется год от года его любимая женщина: новые увлечения, новые наряды, новый цвет волос и даже политические взгляды. У Марданя склонны изменяться оба героя, и мужчина интересен ничуть не менее женщины. И как было не меняться, когда им выпало жить в эпоху перемен - первая встреча произошла в Ялте во времена СССР, а дальше предлагаемые обстоятельства замелькали с калейдоскопической скоростью, но Костя и Вера выжили, выплыли, состоялись в этой жизни, детей (каждый своих) воспитали, только разве что не поженились. Не одна любовная лодка "разбилась о быт", и, может быть, случай не зря разводил героев во времени и пространстве, когда складывались ситуации, при которых они могли вступить в законный брак.

Любовь оказалась права, и потому на сцене присутствует огромное алое сердце из розовых лепестков (сценограф постановки - заслуженный деятель искусств Украины Григорий Фаер) - ими всегда осыпает при встрече свою москвичку Верочку (Ольга Салтыкова) одессит Костя (заслуженный артист Украины Сергей Поляков).

- В постановке отказался от многих бытовых вещей, у нас минималистское оформление, - рассказал Евгений Лавренчук. - В театре глупо тратить деньги на лазерные установки, эффекты, секрет театра в другом...

И вот этот самый секрет обрел в спектакле телесное воплощение. Некто третий (Максим Козловский), ироничный мим, комментирующий действие пантомимой и танцем, вызвал наибольшее количество споров среди зрителей. Студент театрально-художественного училища справился со своей непростой ролью блестяще, его обаяние "накрыло" зал, но тем не менее вскоре после премьеры на театральных интернет-форумах стали появляться неоднозначные отзывы...

"О "Листе ожидания"- кратко! Полнейший отстой. Актеры - ноль, сценарий - минус ноль. Режиссер - бездарь, оформление - ноль. И этот идиотский мальчик - постоянно ни к месту шныряющий по сцене о чем-то о своем. Бред. Ушли в антракте, наши соседи тоже".

"Полная чушь и неразбериха, где тот спектакль, прежний? Не тот "Лист ожидания"... совсем не тот... эх... А кто понял, что хотел донести до зрителя режиссер периодически появляющимся на сцене Странным Мальчиком? Поделитесь, пожалуйста".

"Ладно все испортили, но причем тут постоянно мальчик? Зачем его танцы? Где кровать?"

"Танцы станцевать дебильные сможет любой мальчик его возраста".

"Дебильные - согласен, сможет. Но и дебильные слова сказать, например, "Быть или не быть" сможет каждый в любом возрасте. Вопрос же не в этом, сможет или не сможет, это же не спорт, вопрос в обаянии и в энергетике. Когда на простой выход актера у зрителей появляется улыбка, это дорогого стоит. В антракте все Мальчика только и обсуждали... Вообще "открытие" у каждого свое, это вопрос внутреннего порядка. Я благодарен Евгению Лавренчуку, Сергею Полякову, Ольге Салтыковой и Максиму Козловскому за истинное открытие и истинный праздник! Всем советую посмотреть спектакль "Лист ожидания".

"Полвека назад шагали по сцене партийные функционеры и провозглашали истины, наверное, и теперь некоторые зрители этого хотят, а все остальное для них "дебильным" кажется".

Или вот такая мини-рецензия: "Друзья! Этот спектакль - явление для города. Это не просто гениально, а тонко и умно. Игра актеров выше всех похвал: ансамблевость, кураж, легкость! Я такой игры давно не помню. Режиссер... давно известно, что он гений, и "Сумерки богов", который на сцене уже 8 лет тому подтверждение. Совсем не понимаю вопроса: "При чем тут Мальчик?". Он же главное действующее лицо! А то, что он не говорит "слова", ну так грош цена той роли, когда лишь после слов (например, "Кушать подано") понятна функция роли. Читаю недовольные отзывы и недоумеваю... Гениальный спектакль "Лист ожидания"! За одни костюмы можно аплодировать стоя. Отдельное спасибо актрисе Ольге Салтыковой, я увидел на сцене воистину большую актрису!"

Что ж, если в мальчике, говоря словами классика, "еще могло быть сомненье", во всяком случае, среди неготовой к встрече с таким персонажем публики, то роскошная Вера вне подозрений (мужниных уж точно) и выше всякой критики. Такая манкая, пикантная, элегантная женщина не могла не свести с ума Константина на всю жизнь. А он, умный, мужественный и надежный (как для Веры, так и для своих жен, ибо Костя из тех, кто жен меняет, а любовница у него одна и та же), счастливо суетится вокруг этого сокровища. Осыпать лепестками, восхититься, разрешить любую ее проблему, задействовав все связи, деньги... На такое способен только исключительный человек, и Вера рядом с ним становится более мягкой, женственной, учится гасить вспышки якобы оскорбленного (кем? им?!) самолюбия. А вспыхивает так, что становится страшно за Костю, за их любовь, чувство ведь хрупкая субстанция...

Впрочем, эти двое обезоруживающе улыбаются друг другу даже в моменты споров и конфликтов. Слова неважны; говорят тела и мимика. Эпоха врывается в жизнь героев атмосферой, звуками песен в большей степени, нежели символикой. И все же одно красное платье в спектакле будет (в пьесе платье было сиреневым, но красный - цвет любви, страсти, и в то же время это цвет флага родины героев - Советского Союза). Платье из воздушных шариков так соблазнительно облегает фигурку Веры в трико, что Костя щелчками избавится от каждого шарика и увлечет свою фею на ложе из лепестков...

Однако "клубнички", тоже вроде бы того же цвета, вы здесь не найдете. Дело не только в телесной гармонии. Костя, конечно, сражен, но, главное - доверительность в общении с Верой - зашкаливает. И ради этого странного союза с этой женщиной он ставит не только любовь, всю жизнь на лист ожидания. Наверное, все не зря, раз их подросшие дети полюбили друг друга и стали мужем и женой... Но это уже другая история, за которой зрителя следить не приглашают.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Оксаны СОЛОПОВОЙ.