Номер 26 (822), 07.07.2006

К 130-летию со дня рождения Сергея Исаевича Уточкина

"СТАРАЯ ОДЕССА БЕЗ УТОЧКИНА – НЕ ОДЕССА"

Русский спортсмен-авиатор, один из первых отечественных летчиков С. И. Уточкин (1876-1916) родился 12 июля 1876 года в Одессе, в купеческой семье. Учился в 1866-1891 годах в одесской Ришельевской гимназии. Занимался многими видами спорта (плавание, фехтование, борьба, бокс и др.), в каждом из которых добивался успехов.

Л. Утесов в книге "Лучший город в мире" писал: "Старая Одесса без Уточкина – не Одесса. Представьте себе человека выше среднего роста, широкоплечего, на крепких ногах. Ярко-рыжие волосы, белые ресницы, широкий нос и резко выступающий вперед подбородок. Он могуч, этот чудо-человек. Он храбр, он умен. Таких природа создает не часто. Он не просто спортсмен. Он эталон спортсмена. Он лучший велосипедист, конькобежец, боксер, автомобилист, парашютист-летчик (один из первых в России). Как велосипедист он вне конкуренции, а что касается автомобиля, то он на машине съехал по одесской лестнице с бульвара в порт. При этом надо знать, какие автомобили в то время существовали. Когда на циклодроме гонки, одесские мальчишки пристраиваются на деревянном заборе вокруг всей дорожки. На всей дистанции идет ор: "Рыжий, нажимай!". – "Ба-ба-ба-ба-басявки!", – на ходу кричит Уточкин и улыбается. Он уже далеко впереди своих конкурентов, и Одесса счастлива..."

Уточкин в 1907 году в Одессе совершил несколько полетов на воздушном шаре (из них раз с писателем А.И. Куприным). Гастролировал в Египте, летал 8 раз над Сахарой. Испытывал планеры.

"31 марта в Одессе на беговом ипподроме состоялся экзаменационный полет Уточкина на звание пилота-авиатора", – сообщил уже выходивший в России специальный журнал "Библиотека воздухоплавания" (1910 г. № 7). По предложению комиссии Уточкин выполнил тогда так называемую "восьмерку", крутые развороты и другие "условия подъема, полета и спуска", а на следующий день получил грамоту на звание пилота, авиатора, первую, выданную одесским аэроклубом. Этот полет на аэроплане "Фарман-4", выполненный без всякой подготовки, был вторым (после Ефимова, впервые совершившего официальный полет на аэроплане в России месяцем раньше).

21 и 24 апреля того же 1910 года Уточкин летал в Киев. В августе он – летчик-испытатель завода "Дукс" (Москва). Собрал биплан по типу "Фармана", на котором летал во многих городах России, демонстрировал полеты на аэроплане во Франции, Египте (всего в 70 городах мира).

Принимал участие в знаменитом "Первом полете" русских авиаторов по маршруту: Петербург-Москва в 1911 году.

Полеты Уточкина наблюдали видные впоследствии авиаконструкторы и летчики: В.Я. Климов (в Москве), Н.Н. Поликарпов (в Орле), А.А. Микулин (в Киеве), П.О. Сухой (в Гомеле), П.Н. Нестеров (в Тбилиси), В.П. Королев (в Нежине).

Один из самых популярных людей в Одессе, он во время еврейского погрома 1905 года защитил от расправы на улице старика-еврея. "И вот я слышу сзади: "Не бей! Это наш Уточкин"... Но было поздно. Я чувствую, как будто у меня в спине сквозняк. Это меня ударили потом. Я потом 7 недель лежал в больнице". Так Уточкин рассказывал о событиях тех дней. Он умер в 40 лет в психиатрической больнице от кровоизлияния в мозг. Одной из причин его нервного заболевания было употребление кокаина. Похоронен С.И. Уточкин в Петербурге на Николаевском кладбище Александро-Невской лавры.

Его именем многие годы одесситы называли кинотеатр на Дерибасовской. Ныне при входе в "Уточкино" установлен памятник Сергею Исаевичу. Трагическая история жизни одного из первых русских летчиков послужила сюжетом для художественного кинофильма.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.