Номер 05 (801), 10.02.2006

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АЗБУКЕ

Дима учился читать. Честно говоря, эта учёба ему давалась нелегко, хотя он очень старался.

В детском садике воспитательница показывала детям буквы. В общем-то, Диме было всё понятно до тех пор, пока срочно не требовалось подёргать рыжую Ленку за косички. Сама виновата – нечего всё время головой вертеть в разные стороны.

А тут ещё Павлик, как назло, новый "пазл" принёс, сидит рядом, собирает. А "пазл" классный такой – "Спайдер-мен", то есть "Человек-паук". Надо же помочь другу, ведь там очень сложно лапки складывать. Ну и как, спрашивается, можно в такой обстановочке буквы выучить?

И как только Димка пытался сосредоточиться, воспитательница уже заканчивала занятия и вела детей на прогулку.

Надо сказать, что и дома родители пытались помочь сыну освоить азбуку. Но после того случая, когда мама дрожащей рукой отсчитывала количество капель корвалола, в то время как папа писал сыну на лбу букву "Р", мальчик сделал вывод, что до школы книжек ему самостоятельно читать не придется.

...Лучик с улыбкой смотрел на раскрытую страницу Димкиной "Азбуки". На картинке был нарисован гусь, держащий в клюве огромную букву "Г". Лучик прыгнул на страничку – гусь от удивления раскрыл клюв. Буква, конечно, упала, но быстро вскочила на ножки и, потянувшись, сказала: "Хоть немножко разомнусь! Как мне надоело всё время быть в клюве у гуся! И хоть бы толк был какой-то! А то Дима гуся видит, а меня никак не хочет признавать".

Лучик перепрыгивал со странички на страничку – всем буквам было обидно, что мальчик не может их запомнить. По дороге к последней странице, где буквы были собраны по алфавиту, Лучик уже придумал, как нужно поступить. Он что-то тихонько сказал буквам, а они в ответ согласно закивали.

Утром Дима проснулся от того, что какой-то озорной солнечный лучик брызгал золотыми капельками ему в лицо. "Что-то мама меня не будит", – подумал мальчик. А потом вспомнил: "Сегодня же суббота!" Но спать ему уже совершенно не хотелось.

Димка встал с кровати, походил по комнате, увидел "Азбуку" на столе и с облегчением подумал: "Два дня без занятий!" Он был уверен, что у родителей ещё не скоро возникнет желание учить с ним буквы.

Но картинки в "Азбуке" Диме нравились. Мальчик подошел к столу и раскрыл книжку.

На первой странице яркие астры тянулись к солнышку. Алёнушка резала арбуз, на который попугай Ара нетерпеливо поглядывал одним глазом. Его второй глаз уже давно смотрел на апельсин. Ара думал, что и апельсин давно уже пора разделить на дольки.

Буква "А" в алой косыночке протянула ароматный абрикос Диме и сказала: "Угощайся, очень вкусно". Дима взял абрикос, от удивления забыв её поблагодарить.

Вдруг в траве что-то зашуршало. Мальчик посмотрел туда и увидел огромную анаконду. "Осторожно, змея!" – испуганно крикнул он. Буква обернулась, увидела анаконду и сказала: "А ползи-ка ты в Африку. Ты же здесь не водишься". Анаконда уползла, прихватив с собой кусок арбуза.

Дима смотрел на букву "А", открыв рот от изумления. Буква ласково улыбнулась ему: "Не удивляйся. Мы очень рады, что ты пришел к нам в гости. Каждая из нас живет в своем волшебном мире. Но мы все время собираемся вместе, и когда наши миры переплетаются, рождается сказка. Когда ты познакомишься со всеми буквами, то сможешь прочитать все сказки на свете".

Дима поблагодарил буковку и отправился в путь по "Азбуке". Чего только он там не увидел! Буквы показывали мальчику волшебные сказки. Все сказки были разные, но каждая казалась ему чудесной и удивительной.

На странице с буквой "З" к Диме сразу же подбежал маленький длинноухий зайчишка: "Идем скорее, посмотришь наш концерт!" Мальчик поспешил вслед за смешным зайчонком по зелёной тропинке, и вскоре оказался на большой поляне. Там сидели разные звери, и звучала необычайно нежная музыка. Дима стал осматриваться вокруг в поисках чудесного музыканта. Зайчик заметил это и объяснил: "Это наши лесные звоночки – колокольчики. Только у них такой чистый серебристый звон". Колокольчики зазвенели громче, и на поляну выбежали зонтики. Да, да, самые настоящие зонтики разных цветов – голубые, желтые, красные. Зонтики закружились в разноцветном вальсе. Это было так красиво и необычно, что у Димы просто дух захватило от восторга.

Когда танец закончился, зайчик с гордостью сказал: "Сейчас будет выступать наш хор, а я, между, прочим, солист". Зайчата исполнили весёлую задорную песню, а дирижировала хором сама буква "З". Песенка зайчат всем очень понравилась, им долго аплодировали, а зайчик-солист с важностью раскланивался. Ну а потом выступила змея по имени Зося. Она виртуозно крутила на хвосте блестящие обручи. Дима сначала посматривал на неё с опаской, но оказалось, что она совсем не страшная, а, напротив, очень добрая и весёлая. Мальчик даже сам бросал ей обручи, а Зося ловко их ловила. После концерта гостеприимная буква "З" пожелала Диме счастливого пути, и он отправился в гости к другим буквам.

Но не все сказки в этой волшебной стране букв такие мирные и спокойные. Когда Дима открыл страницу на букве "В", первое, что он увидел, были большие темно-синие волны, поднимающиеся над морем. Дул очень сильный ветер, по небу плыли тяжелые свинцовые тучи. Мальчик посмотрел вдаль и вдруг увидел огромную волну, которая вырастала, как стена. Эта волна была намного больше всех остальных. Она быстро приближалась к берегу. Дима, конечно, догадался, что это знаменитый девятый вал, тут же перевернул несколько страничек и оказался на берегу тихой прозрачной речки, в которой плавали рыбки. "Как приятно оказаться здесь после морской бури. Наверное, я в гостях у буквы "Р", – подумал мальчик вслух. "Да, ты не ошибся", – неожиданно раздался чей-то голос. Дима оглянулся и увидел большого рака в очках, который доброжелательно улыбался ему. "Здравствуйте, меня зовут Дима", – вежливо поздоровался мальчик. "Здравствуй, Дима. Как приятно видеть такого воспитанного мальчика. Я рад, что ты пришел к нам в гости. Я, знаешь ли, рак-отшельник, живу уединенно". "А Вам здесь не скучно?" – спросил Дима. "Сначала, действительно, было немного скучновато. Но теперь я пишу стихи, правда, в речке слабое освещение, мне пришлось приобрести очки. Но зато теперь у меня есть занятие, и я иногда читаю свои стихи рыбкам. И, ты знаешь, по-моему, им нравится", – ответил рак. "И много Вы уже написали?" – поинтересовался Дима. Рак показал на плоские камни, лежащие чуть поодаль: "Я пишу стихи ракушками на этих камнях. Видишь, сколько их там?" "Да у Вас тут целое собрание сочинений!" – удивился мальчик. "Мы очень гордимся нашим писателем!" – сказала буква "Р", незаметно подошедшая к ним. Рак покраснел от удовольствия и протянул Диме камень со своими стихами: "Возьми, будешь читать и вспоминать старика". Мальчик поблагодарил рака, попрощался с ним и с буквой "Р" и перевернул страницу.

Ему пришлось зажмуриться, – таким ярким был солнечный свет на странице с буквой "С".

"Открой глаза!" – зазвенел чей-то голос. Дима открыл глаза. Солнечный лучик, приветливо улыбаясь, озарял всю комнату, отчего она казалась волшебной. "Ну, как, подружился ты с буквами?" – спросил мальчика Лучик. "Да, они показали мне такие чудесные сказки! Оказывается, буквы очень легко запомнить", – ответил Дима. "У меня для тебя сюрприз, – подмигнул ему Лучик, – Посмотри в окно!" Мальчик выглянул в окно – наверху, на большой высоте, раскачивались солнечные качели. Через мгновение Дима оказался на них. Мальчику совсем не было страшно, – ведь Солнечный лучик держал его за руку. "Посмотри вниз, – послышался голос Лучика, – там твои новые друзья".

И действительно, далеко-далеко внизу виднелась раскрытая "Азбука". Буквы, улыбаясь, смотрели вверх, на Диму, и приветливо махали ручками.

В понедельник на занятиях в детском саду Дима уже не дергал рыжую Ленку за косички. Он с интересом слушал воспитательницу. Она дала детям задание составить из букв какое-нибудь слово. Мальчик уверенно составлял слово "солнце", аккуратно беря буковку за буковкой. И вот последняя буква заняла своё место. "Молодец!" – шепнул ему Лучик, а буковки радостно заулыбались.

Елена ПРОДАНОВА.