Номер 07 (597), 15.02.2002

ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ, ИЛИ СУД С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ-2

В прошлом номере нашей газеты мы еще раз коснулись предыстории конфликта между швейцарской компанией "Синержи Финанс" и отечественным грузоперевозчиком "Ильичевсквнештранс". Но для того, чтобы действительно вникнуть в суть конфликта, на мой взгляд, необходимо попытаться понять, а из-за чего весь сыр-бор, за что, собственно, борются две коммерческие структуры, оставляя в заложниках конфликта многотысячный трудовой коллектив. Ведь и без газетных публикаций понятно, что люди, работающие на предприятии и получающие стабильно достаточно высокую по нашим временам зарплату, одновременно являющиеся акционерами, в действительности должны получать гораздо больше, ибо сложно поверить, что по их акциям выплачивались дивиденды, соответствующие реальной прибыли транспортников.

Так вот, передел "Союзвнештранса" начался тогда, когда появилась реальная возможность для перевалки узбекского хлопка. Кроме подписанных соглашений и договоренностей существовали и устные, согласно которым разница между реальной ценой перевалки и цифрами, указанными в финансовых документах, была значительной, не сложно догадаться, что не в сторону уменьшения. Одна из республиканских газет в то время писала о якобы имеющем место отмывании "черных" денег с криминальным происхождением, о борьбе различных группировок за сферы влияния на ИВТ. Ситуация разрешилась с помощью "контрольных" выстрелов, но, как показало время, перевалка "белого золота" так и не началась. Вероятно, узбекскую сторону не устроили новые партнеры. Не знаю, так ли это, во всяком случае, переговоры зашли в тупик.

Тем не менее, несмотря на неустойчивое финансовое положение Украины в целом, ИВТ продолжал успешно работать, правда, его бизнес, как и положенно внештрансу, переместился за рубежи государства, за эти же рубежи переместился и один из новых руководителей структуры Салман Яндиев. Рассказ о коммерческих партнерах ИВТ – тема отдельных публикаций, во всяком случае, к чести руководства, нужно сказать: структура работала и зарабатывала и даже исправно платила налоги. Со всех ли грузов? Тайна сия велика есть.

Но над ИВТ и новым руководством дамокловым мечом висел тот самый первый учредительный договор, дающий право швейцарской компании "Синержи Финанс" не только на получение прибыли, но и на возможность управления компанией.

Рядом с судами шли пересуды, шепотом ходили сплетни о якобы имеющих место взятках. То утихали, то вновь от малейшей искры вспыхивали пожары скандалов. Наверное, естественно, что в подобных ситуациях найти серьезных инвесторов сложно.

Тем не менее известная российская компания "Славнефть" проявила интерес к ИВТ, как к своему возможному потенциальному партнеру.

Мы не будем сейчас говорить о том, чем вызван этот интерес. Возможно, каким-то ослаблением позиций "Славнефти" на российском рынке.

В настоящее время в Одессе находятся несколько журналистов из российских изданий, проводящих свое расследование. Мы будем иметь возможность ознакомить наших читателей с его результатами.

То, что руководство "Ильичевсквнештранса" ощущает достаточно сильную поддержку со стороны властей, ясно видно даже неискушенным людям. Ничем иным объяснить игнорирование запрета хозяйственного суда на проведение собрания акционеров нельзя. Подобные действия позволяют предположить, что есть организации, для которых "закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так". И все-таки некоторый пиетет перед законом присутствует. В декабре прошлого года в Одессу прибыли представители российских структур для ведения переговоров с представителями швейцарской стороны.

Мне пришлось присутствовать на этих переговорах не в качестве журналиста, а как человека, выступающего гарантом безопасности сторон и выполнения ими своих обязательств.

(Продолжение следует.)

Петр ВИННИЦКИЙ.