Номер 41 (1335), 28.10.2016
Всем хорошо известно: как в начальной школе начнётся обучение, так и будет вся школьная наука познаваться. К учителю начальных классов школы № 118 Татьяне Львовне Аршакуни записываются ещё задолго до первого звонка. Потому что она профессионал, вне всякого сомнения.
Первое, что располагает родителей и юное чадо, - это комфортность и уют в общении. Татьяна Львовна очень мудро начинает общение с будущим подопечным. Ненавязчиво. Как давние добрые знакомые.
Приятный негромкий голос, открытый взгляд, милая улыбка - всё это искренне со стороны учителя. Главное - первого учителя. Потому четыре года обучения в начальной школе с Татьяной Львовной пролетают быстро, и важно отметить - очень продуктивно.
Сегодняшний 4-Б класс Татьяны Львовны - яркий пример того, как педагог и ученик с первой встречи нашли общий язык и очень быстро подобрали нужный ключик для решения любых проблем - маленьких и не очень, моральных и психологических.
За четыре года девочки и мальчики прошли все азы от А до Я не только по школьной программе: детвора не понаслышке знает, как себя нужно вести не только на уроках, на переменках, но и дома, в театре, на концерте, на выставке. Благодаря своим верным помощникам, родителям, Татьяна Львовна привила детям хороший эстетический вкус. Дети принимают участие в конкурсах и викторинах в рамках проекта "Уроки эстетики в Воронцовском Дворце". За четыре года сотрудничества Татьяна Львовна ни разу не сказала мне "нет". Все мои предложения всегда близки ей по духу. Мы - единомышленники.
...Если бы позволяли время и возможности, то Татьяна Львовна наверняка издала бы пособие по начальной школе. И, вне всяких сомнений, оно бы принесло пользу ещё не одному поколению настоящих педагогов, кто со школой связывает всю свою жизнь.
На фото: Татьяна Львовна Аршакуни 35 лет открывает мир малышам
Такое кредо педагога начальных классов Валерии Сергеевны Буряк. И это не просто эмоция в нужном месте в нужное время. Даже с высокой температурой учитель спешит к своим любимым детям - 3-А классу. И детвора отвечает ей взаимностью: прилежно учится, хорошо ведёт себя на переменах.
А ещё 3-А класс школы № 118 под руководством Валерии Сергеевны объективно претендует на звание "Самый модный класс" не только в стенах любимой и родной школы, но и в рамках увлекательного проекта "Уроки эстетики в Воронцовском Дворце" - проекта для всех школ города и региона.
О таких, как Валерия Сергеевна, говорят: "С такими можно идти в разведку". Она - единомышленник всех интересных идей, ей нравится экспериментировать, она постоянно в творческом поиске. Умеет выбрать нужный ракурс, грамотно продумать освещение, команду из 3-А класса поставить в кадре так, что снимок выделяется и запоминается на фоне остальных.
Валерия Сергеевна всегда эффектно одевается. Индивидуальный стиль гардероба продуман до мелочей - не добавить, не отнять. Так что вполне логично, что на протяжении учебного года 2016-2017 Валерия Сергеевна будет инициатором пятниц-модниц и редактором школьного модного настенного журнала.
А включив телевизор, любой может увидеть Валерию Сергеевну в популярном телепроекте на одном из городских каналов. Если человек талантлив, то это заметно в разных сферах нашей неугомонной и несущейся с космической скоростью жизни. Яркий тому пример - учитель начальных классов школы № 118 Валерия Сергеевна Буряк.
На фото: Валерия Сергеевна Буряк
У меня за плечами сотни проведенных мероприятий самого разного формата. Но когда я провожу свои авторские творческие проекты в Одесском Воронцовском Дворце, то всегда говорю фразу: "Сейчас сдам экзамен Елизавете Филипповне". И это не шутка.
Шутка-ли полвека работать во Дворце... Именно столько работает Елизавета Филипповна Коваленко - бессменный образец для педагогов разного возраста, разных регалий и уровня сознания и мышления.
Её коронное умение - масштабно мыслить - всегда отдаляет от местечковых издержек. У нас ведь как в творчестве: поголовно работают на секунду - пшик, и через десять минут уже никто и не вспомнит, что это было. Елизавета Филипповна работает на вечность. Она всегда фундаментально и скрупулёзно подходит к работе. Культорганизатор от Бога.
Чего только стоит её работа в проекте "Цветик-семицветик", рассчитанный на 7 дней недели. Беспроигрышный перспективный проект вне времени. Он всегда будет актуальным, потому что идеально способствует всестороннему развитию от мала до велика.
Елизавета Филипповна - генератор ярких идей, её метод - универсальность, поэтому её и называют творческим сердцем Воронцовского Дворца.
...Листаю дворцовскую газету "Веселка": "Заведующая детско-юношеским центром массовой работы Коваленко Елизавета Филипповна пришла во Дворец из школы № 57 им. Александра Орликова, где была старшей пионервожатой, одной из лучших вожатых в городе.
Только две записи в трудовой книжке.
Почти вся жизнь - во Дворце!
У Елизаветы Филипповны много наград, грамот и благодарностей, она - отличник образования".
Слегка отбросив пафос и стилистику дней минувших, добавлю от себя.
На любом мероприятии в Одесском Воронцовском Дворце гостей у дверей всегда радушно встречает элегантная Елизавета Филипповна. Эффектная, изысканная, с хорошими манерами, с безупречной дикцией, всегда улыбающаяся. Именно про таких Коко Шанель в своё время сказала: "Мода проходит, а стиль остаётся". Индивидуальный стиль не только в одежде, но и в методе работы Елизавета Филипповна несёт через всю свою жизнь. И то, и другое органично и подходит только ей. Таким и должно быть лицо детского учреждения - благородным и принципиальным, честным и открытым людям.
Всегда спрашиваю Елизавету Филипповну: "Что не так было на моём мероприятии?"
- Сама знаешь. Всё хорошо. Ты, как всегда, элегантная и смотрибельная; знаешь всех детей в зале по именам - а это главная оценка твоей работы.
Елизавета Филипповна никогда никого не критикует. Деликатно и осторожно сделает акцент на нужном, а люди умные и мудрые вовремя учтут бесценный совет профессионала.
На фото: Елизавета Филипповна Коваленко
Во все времена родители работали, чтобы содержать семью: себя, своих любимых детей. И во все времена любимое чадо потребительски настроено на родительский кошелёк. Это нормально и естественно. Главное - у кого какая грань между первичным и побрякушками, между духовным и тем, что развращает, - дорогое авто и бриллианты не по возрасту, к примеру, и т. д.
Я работаю с детьми из разных школ из разных социальных слоёв. Проблема одна - дети в большинстве случаев недополучают родительского внимания. А те в свою очередь откупаются дорогими (по деньгам) подарками. Крутая мобилка - это хорошо, но и о духовном подумать надо.
Очень обрадовались встрече я и детвора после каникул. Спрашиваю, какую книгу прочитали и какую книгу летом купили? Честно ответили единицы. Большинство наперебой хвастались наворотами айфонов, одежды и всякой всячины - что возжелало чадо.
Проицирую ситуацию на себя в их возрасте. Мама растила нас, своих детей, сама. Я - младшая в семье. Мой отец погиб, так меня и не увидев. Мама с 8 утра до 10 вечера была в школе: читала русский язык и литературу, бесплатно вела клуб "Гренада", руководила хором, театральной мини-студией; печатала в прессе статьи и выпускала в школе замечательные стенгазеты в стихотворной форме; бесплатно занималась с двоечниками. По ночам проверяла тетради. На всех школьных каникулах сама возила группы детей на экскурсии по городам Советского Союза. Но был у неё один день для меня - воскресенье. Для меня были ласковые слова, подарки, театры, музеи, выставки, концерты, красивая одежда из ГУМа и ЦУМа.
Дома у нас была роскошная библиотека, и мама выписывала по подписке более 100 газет и журналов. И никогда нам, своим детям, не навязывала, чем заняться и что именно читать.
В 14 лет у моих одноклассников были магнитофоны. Я попросила маму купить мне магнитофон. "Хорошо", - сказала мама. Жду месяц, второй, полгода... Всё понятно: мама молча заставила работать меня мозгами. С 14 лет я начала печататься в прессе как внештатный корреспондент. Расту - потребности увеличиваются. Я охладела к магнитофону, мне захотелось мотоцикл. Я уже к маме за помощью не обращаюсь. В 10-м классе я в школе подрабатывала уборщицей. Так что первая запись в моей трудовой книжке "технический сотрудник".
В школе все 7 лет мама называла меня по фамилии и каждый день вызывала к доске без конспекта отвечать чётко по русскому языку и литературе. По оценкам я объективно шла на золотую медаль, но мама, мой классный руководитель, сделала всё, чтобы у меня не было даже серебряной. Она просто и лаконично сказала: "Будешь поступать мозгами без поблажек". Зато когда надо на поле урожай собирать осенью да летом сапкой бурьян сапать - помни: ты дочь классного руководителя и обязана быть в передовиках.
И всё теперь в моей жизни складывается без поблажек. И очень мешает один из постулатов маминого воспитания: "Всегда и во всём нужно быть неизмеримо выше моральной грязи, потому что истинная интеллигентность такого не позволяет". Так что моральная сторона вопроса тяжело приживается в XXI веке.
В ночь с 13-го на 14 июля безудержно лил дождь. Ливень - стена. Мамы не стало 14 июля в День бессребреников. И брат посвятил этому жизненному эпизоду несколько строк:
Для людей ты была родником и свечой,
И сгорела дотла и, как сил не осталось, -
Ты тихонько ушла...
И среди душных дней
Ты с родными дождём попрощалась.
Я бережно храню мамины книги, письма, учебники, открытки - это невозможно оценить в купюрах. Ведь не зря же на одной из подков XIX века есть надпись: "Мило не то, что дорого, а дорого то, что мило".
У меня вызывают смех те родители, которые нищие духовно, а что-то пыжатся и всё чего-то требуют, напрочь позабыв о своих прямых обязанностях; и я благодарна тем родителям, которые в трудную минуту подставляют своё плечо, ничего не требуя взамен, со мной общаются деликатно и приветливо.
На фото: Мама - эталон для дочери во всём
Материалы полосы подготовила
Алёна СИЗОВА.