Номер 35 (1428), 5.10.2018

ЛАБУТЕНЫ СБРОШЕНЫ

Не так давно Русский театр представлял новый спектакль "Смешанные чувства", а ныне состоялась премьера под названием "Тектоника чувств" по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта (перевод Ирины Мягковой) в постановке заслуженного артиста Украины Анатолия Антонюка. Область чувств по условию всегда будет исследуема театром, что ж ныне в фокусе внимания?


Незамужняя парижанка Диана, которой карьера депутата милее семейных уз (заслуженная артистка Украины Анна Фурдуй), отвергает очередное предложение руки и сердца от своего возлюбленного Ришара (заслуженный артист Украины Сергей Поляков).

"Нет, мама, я обеспокоена, - восклицает Диана. - Я боюсь. Он ведет себя не так, как раньше. Иногда, когда мы читаем бок-о-бок, он зевает. Если расстаемся на пару часов, он больше не бежит ко мне, будто испуганный ребенок, с которым чуть не случилось что-то ужасное... Он все еще обнимает меня, как только что, но прижимает к себе не изо всех сил. К тому же в нем больше нет прежнего лихорадочного нетерпения, той порывистости, которая мне иногда причиняла боль. Мама, он больше не делает мне больно.".

"Женщинам дано понять лишь то, что есть в мужчине женского; мужчины же понимают в женщине, что есть в них мужского, - разъясняет мать, уже отчаявшаяся увидеть дочку замужней. - Иначе говоря, понять другой пол невозможно. И, объясняя каким-то образом его поведение, ты непременно ошибаешься".

Но кто же слушает маму? Милая и изящная мадам Помрей (заслуженная артистка Украины Орыся Бурда), доброжелательно наставляющая дочь, так и не дождется внуков. А зритель не дожидается какой-то иной реальности, не столь погруженной в быт со столиками, картинками, бокалами и прочим.

Пьеса Шмитта сейчас весьма популярна, и не зря различные режиссеры стремятся не дать ей погрязнуть в быту - кто за счет пластики, танцевальных номеров, кто за счет создания особой театральной реальности со своими законами. Возможный ход подсказывают декорации Игоря Брыля, имитирующие гобелен, украшенный изображениями масок. Поиграть с масками можно было бы, это придает актерам свободу, легкость, ведь скучно, когда актрисы стоймя стоят на сцене на неудобных лабутенах. К счастью, в финале Диана сбрасывает туфли и становится на полную стопу, словно сойдя с котурнов.

Вовлекая в свой светский салон румынок нетяжелого поведения, начинающую Анку (Алина Бойко) и опытную Родику (заслуженная артистка Украины Ирина Надежина), Диана словно пародирует другой дуэт, себя и свою матушку, столь расположенную к Ришару. "Погибшие, но милые созданья" по-своему честнее Дианы, которая до того завралась, что умудряется объявить жениха смертельно больным и нанять для него девицу, дабы та влюбила в себя "умирающего" и скрасила его последние дни. Возможно ли представить себе более нелепый поступок? Актрисе так и не удалось до конца его оправдать. Ришар подыгрывает ей, но это именно игра... "Тектоника чувств. Вспомни, мы однажды разговаривали в самолете. Чувства движутся, как плиты земной коры, формирующие Землю. Когда они движутся, континенты сталкиваются, случаются ураганы, извержения, цунами, землетрясения. Это все то, что мы пережили", - скажет он Диане в финале.

"Из-за гордости, из-за нетерпения я сдвинула плиты и вызвала катастрофу", - отчаивается та. Ну-с, вот вам портрет депутата, слуги народа, до проблем ли парижан столь взбалмошной особе? Для Анны Фурдуй, нового лица в труппе и очень ценного приобретения для театра, талантливой характерной актрисы, рамки, заданные режиссером, тесны, как доставучие лабутены. В конце восьмидесятых и в девяностые в нашей русской драме играли немало французских пьес, декламируя текст и вышагивая на каблучищах. Пришла пора освободиться от котурнов и предъявить зрителю более приближенные к реальности образы парижанок, пусть даже и глупеющих от любви. Спектакль обрывается в тот момент, когда он по-настоящему мог бы начаться, и остается надеяться, что он еще обрастет, как говорится, "мясом", обогатится актерскими находками.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.