Номер 33 (778), 26.08.2005
Я давно мечтал попасть в Вену. Знал, конечно, это очень красивый город, не говоря уже о "тенях, загромождавших мое воображение": Моцарт, Бетховен, Шуберт,.. Фрейд,.. Адольф Шикльгруббер, поступавший в местную Академию живописи до того, как взял себе псевдоним Гитлер... Впрочем, насчет этого последнего имени Вена ни звука. Мемориальных табличек негодяям здесь нет, а вот памятник советским солдатам, освобождавшим Вену, есть на Шварценбергенплатц, и его не снесли, а содержат в благоговейном порядке (в отличие, заметим, от их положения в некоторых новеньких оплотах демократии).
Однако все по порядку.
В Вене, в статусе стипендиата фонда "Австрийская кооперации" я оказался через несколько дней после получения официального приглашения из Австрийского института Восточной и Юго-восточной Европы, которое пришло в Одесскую национальную юридическую академию. Мне предстояло работать в рамках австрийско-украинского проекта. Одновременно я хотел собрать материал в области трудового права Австрии для написания кандидатской диссертации, а также дополнительно совершенствовать знания немецкого языка.
Хочу отдельно остановиться на длительных партнерских контактах юракадемии с австрийскими партнерами: юридическим факультетом Зальцбургского университета, Институтом германистики Венского университета, Австрийским институтом Восточной и юго-восточной Европы, фондом "Австрийская кооперация". Дал старт международному сотрудничеству с Австрией в образовательных программах профессор М.Ф. Орзих.
Мне как стажеру и стипендиату уже не первый раз бывавшему в Австрии, бросилось в глаза Венское метро. Венское метро чрезвычайно удобное, надо только понять, на какой станции ты находишься, а дальше тебя ведут цветовые указатели и схемы, рассчитанные, кажется, на самых несообразительных. По крайней мере, за две недели, проведенных в Вене, заблудиться в метро мне не удалось ни разу. Единственное, что стоит сделать с самого начала запомнить название конечной станции на вашей ветке; тогда вы не будете гадать, на какую из двух платформ вам идти. И не ждите, что двери вагона откроются сами - дергайте за ручку! Поезда венского метро ходят реже, чем в киевском метро , но зато по расписанию, а заканчивают свою работу чуть раньше, так что, если желаете прогуляться по ночной Вене, не поленитесь заранее изучить график, а то придется раскошелиться на такси, а оно здесь несколько дороже нашего.
В Вене хорошо играют вальсы. Понятно, что в нашей жизни все преходяще, лишь только музыка вечна. Однако хочется отдельно сделать экскурс в нашу новейшую историю и акцентировать внимание на человеческой памяти. Памятник советскому солдату-освободителю в Вене был открыт в кратчайший срок 19 августа 1945 года. Его автор ныне покойный скульптор Микаэл Hнтизарьян, ученик Веры Мухиной. В 1941 году он стал студентом Художественного института имени В. Сурикова. Война нарушила все планы, и до ее окончания он находился на фронте, где был командиром стрелково-пулеметного взвода. В 1945 году его вызвали к высокому армейскому начальству-командующему 4 общевойсковой армией в Группе советских оккупационных войск в Австрии и как скульптору по гражданской профессии поручили принять участие в сооружении монумента советскому воину-освободителю в самом центре Вены на площади Шварценбергплац (ранее называлась Сталинплатц). Памятник , воздвигнутый советскими войсками и сегодня впечатляет: на высоком 11 метровом постаменте стоит отлитый в бронзе советский солдат-освободитель Европы. Одной рукой он сжимает знаменитый в то время автомат ППШ, а в другой руке удерживает стилизованный позолоченный щит в форме герба Советского Союза. Лично я находясь рядом и читая на фронтоне памятника приказ Верховного главнокомандующего И.В. Сталина ощутил чувство гордости и в какой степени причастности к этому символу победы советского народа и его армии в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. И снова, как и 59 лет назад, русские солдаты оказались на главной венской площади. Выступление оркестра Московской военной консерватории собрало на Штефансплатц немало народа и это тоже было глубоко символично. Молодые военные музыканты вели себя раскрепощено и не только отлично играли, но и лихо перестраивались под музыку. Особенно пленил всех заводной человек, как потом выяснилось, полковник, который элегантно вытягивал из толпы женщин и танцевал с ними, одновременно играя на саксофоне.
Теперь немного о миграционном праве Австрии, по-новому закону, принятому австрийским правительством 9 июля 2002 года, иностранцы, проживающие в Австрии постоянно, обязаны выучить немецкий язык. Это касается только граждан из стран, не входящих в Европейский Союз и которые прибыли в Австрию после 1 января 1998 года. Данная категория должна прослушать 100-часовой курс немецкого языка и культуры. Исключение сделано лишь для тех, кто уже хорошо владеет немецким, а также для менеджеров высшего звена и других работников, прибывших в Австрию менее чем на два года. Обучение на курсах наполовину оплатит государство. Поступившим учиться не сразу, а только через 1,5 года будет компенсирована лишь четверть стоимости, через 2 года вообще ничего. Через 3 года иностранцы, не прошедшие курс обучения, будут оштрафованы, а через 4 года таковым будет грозить лишение вида на жительство. Думаю, что данная информация будет полезна для всех желающих поселиться в Австрийской республике.
Владимир МАТИЕНКО, ассистент кафедры трудового права и права социального обеспечения, стипендиат фонда "Австрийская кооперация".
на фото А. РЫБАКА: памятник советским воинам в центре
Вены.