Номер 27 (1516), 3.09.2020

КАК "МАРИЯ МАГДАЛИНА" ДОБРАЛАСЬ ДО ОДЕССЫ

Замечательно интересная выставка старинных копий с оригиналов великих художников прошлых веков, которая проходит в Одесском музее западного и восточного искусства, демонстрирует редкую грань богатого содержания музейных фондов. Историю одной из таких работ раскрыла заместитель директора музея по научной работе Ирина Глебова.

По убеждению известной исследовательницы, по картинам, представленным на выставке, можно судить о достоинствах живописи старых мастеров, ибо они написаны не просто ремесленниками (халтурщиками) для массовой продажи, а профессионалами высокого уровня, многие из них сами были известными живописцами. Эти работы были созданы по заказу музеев, художественных академий, крупных коллекционеров, они красивы и благородны.


Особую ценность представляют высококачественные выполненные копии с уже утраченных шедевров. Есть на выставке такая уникальная работа — это "Мария Магдалина", представляющая собой копию знаменитого полотна известного итальянского живописца XVIII в. Помпео Батони. "Очаровательный образ златокудрой грешницы, элегантно лежащей в пещере и предающейся раскаянию, вызывал восхищение у нескольких поколений посетителей Дрезденской картинной галереи, где картина хранилась с момента открытия музея в 1855 г., а до этого украшала личные покои саксонских королей. 13 февраля 1945 г. она погибла во время англо-американской бомбардировки Дрездена", — рассказывает Ирина Глебова. — "С этой известной всем образованным людям Европы картины было сделано немало копий и гравюр, но вот что удивительно — лучшие копии тоже постигла трагическая участь, словно злой рок поставил своей целью уничтожить всякую память о картине. Судите сами: старинная копия XVIII в., принадлежавшая королю Пруссии Фридриху Великому, погибла в годы Первой мировой войны. Другую, прямо в процессе создания в зале Дрезденской галереи, где над ней трудился известный художник Виктор Шрамм, какой-то вандал облил купоросом. С третьей копией связана любопытная история: она принадлежала шаху Ирана Моххамеду Реза Пехлеви, который в начале 1960-х годов подарил ее советской балерине из Бурятии Ларисе Сахьяновой во время ее гастролей в Тегеране. Подарок шаха много лет висел в квартире балерины в Улан-Удэ, но после ее смерти картина исчезла. Прошли годы, и полотно случайно было найдено на какой-то свалке, но в ужасном состоянии — оно было изрезано вдоль и поперек чьей-то варварской рукой, словно в приступе ненависти".

К счастью, одесскую копию миновали эти бури и опасности. Более того, искусствоведам не надо даже трудиться, чтобы установить автора: на копии значится фамилия художника — А. Niedzwiecki и год создания — 1798. В Одессу, утверждает И. Глебова, картина попала в 1902 г. — как подарок Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга Одесскому Городскому музею изящных искусств. После 1917 г. картина поступила в нынешний Музей западного и восточного искусства. Проблема, однако, заключалась в том, что долгое время нигде в доступных источниках не удавалось найти каких-либо сведений о ее авторе А. Недзвецком. Но после долгого поиска ответ был получен от сотрудников Национального Полоцкого историко-культурного заповедника. Вот вкратце сюжет путешествия "Марии Магдалины". В 1831 г. император Николай I подарил эту картину музею Академии художеств Санкт-Петербурга. До того она находилась в Зимнем дворце среди реквизированных в 1820 г. у полоцких иезуитов произведений искусства. В Полоцке, древнейшем городе Беларуси, нашли убежище европейские иезуиты, изгнанные в 1773 г. из всех католических стран. Здесь они открыли Коллегиум (с 1812 г. — Академия) — учебное заведение, при котором были музей и картинная галерея. Благодаря их стараниям в Полоцке сформировалась сильная художественная школа с европейскими традициями. Ее талантливым представителем и был Августин Недзвецкий, польский художник-иезуит, выпускник Коллегиума и ученик Габриэля Грубера, (1740–1805), главы иезуитского ордена, выдающегося ученого и художника. Наиболее способных воспитанников Коллегиума иезуиты направляли за границу с целью совершенствования мастерства. Из числа таких учеников известно имя и Августина Недзвецкого. "Мария Магдалина", как и другие его копии с работ Тициана, Рафаэля и других мастеров, украшали музей иезуитов на рубеже XVIII–XIX вв.

Такова история одной из самых ярких работ на выставке копий. Ирина Глебова настоятельно советует не пропустить эту выставку. Одна из причин: эти картины извлечены из музейных фондов, изучены и отреставрированы, но после закрытия выставки они опять вернутся на свое место хранения, и неизвестно, когда их можно будет увидеть снова.

Подготовил Андрей РАЙКОВ.