Номер 27 (1321), 22.07.2016
Экспозиция живописи под таким названием открылась в выставочном зале историко-краеведческого музея (Ланжероновская, 24а). Все представленные работы принадлежат авторству художника, архитектора и педагога Георгия Космиади (1886-1997).
Почти семь лет назад в этом же зале одесситы видели выставку "Георгий Космиади в городе деда и отца", сейчас экспозиция дополнена. И снова проживающая в Германии дочь художника Надежда Саннов-Космиади - во главе события. Произведения отца она представляла сидя (преклонный возраст, что поделаешь), а на груди, как самую дорогую реликвию, сжимала руками подвеску с крестом работы Георгия Петровича.
Предки художника Космиади - судостроители и предприниматели. Инициаторами цикла выставок стали кураторы из Ровно, где Георгий Космиади одно время жил, - Лариса Костюк и Наталья Тарасевич. Будучи белым офицером, после Октябрьской революции Георгий Космиади эмигрировал в Германию (среди вещей, взятых с собой, были рисунки его учеников), много работал в качестве театрального художника и педагога, писал родные края и любимых людей по памяти.
- Он всегда говорил ученикам: "Каждый из вас может рисовать, каждый любит свои краски и каждый может рисовать одно и то же. Только не надо пытаться рисовать так, как это делает другой. Надо рисовать, как видишь, думаешь и чувствуешь". Ученики смотрели на его картины, и у них будто включалось воображение, они видели дальше. Это развивало творчество. У него рисовали все - и кто умел, и кто не умел, - рассказывает Надежда Георгиевна.
"Стронциевую вспышку", то есть удар кистью, окунувшейся перед тем в золотистую краску, искусствоведы отмечают и в портретах, и в пейзажах, и в религиозной живописи Космиади. Золото - эманация святости, а святого отношения достойны и "Пани Нина", и "Рыжий ангел", и "Нальчик"... В целом живописец отдавал предпочтение холодной гамме цветов, создавая свои "элегии" при помощи фиолетовых, зеленых, пепельных, серовато-синих тонов. Очень оригинальны его "теплые" интерьерные монотипии темперой, сделанные путем оттиска с изображения, написанного на стекле ("Коричневый рояль"). А некая незавершенность, позволяющая зрителю додумывать произведение, стала отличительной чертой индивидуального стиля художника.
Завершится второй всеукраинский тур выставки произведений художника, но останется в Одесской научной библиотеке двухтомник "Георгий Петрович Космиади: жизнь и творчество в документах", выпущенный на средства дочери мастера и преподнесенный ею в дар. Планируется перевод этого издания на ряд европейских языков, чтобы не угасала память о красивом человеке, чье красивое творчество через семейные корни соприкоснулось с Одессой.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.