Номер 20 (1413), 15.06.2018
На сей раз ретророман одесской писательницы и сценаристки Ирины Лобусовой, выпущенный харьковским издательством "Фолио", привязан к улице Канатной.
Напомним, что героиня серии книг Ирины, Таня Алмазова, уже завоевала сердца читателей в "Королях Молдаванки", "Дьяволах с Люстдорфской дороги", "Букете из оперного театра", "Королевах Привоза", "Подземелье призраков Аккермана". Пожалуй, наибольшее количество испытаний ей все-таки выпадает в сюжете "Миллиона с Канатной"! А сам миллион... Надо понимать, что в смутные времена такие суммы ничего не значат. Жизнь дороже.
"...1919 год. Одесса переходит из рук в руки - от красных к белым и от белых к красным. Наконец в городе окончательно устанавливается советская власть. И все же спокойствия нет - тут и там происходят бандитские разборки, совершаемые с какой-то необычной жестокостью. Появляются настойчивые слухи о том, что Мишка Япончик не погиб - он жив и вернулся в Одессу. И цель его - добыть сокровища, спрятанные в катакомбах. Таня прекрасно знает, что это не так, что Мишка мертв, и ей просто необходимо разоблачить того, кто зверствует под именем Японца... Она действует вместе с Володей, но их пути разошлись окончательно. Однако появляется кое-что, что свяжет их навсегда..." - аннотации уже достаточно, чтобы всерьез обеспокоиться судьбой любимой героини. Ведь нам известно, какие мрачные события пережил наш город сто с лишним лет назад, что пришлось вынести нашим бабушкам и прабабушкам, таким, как Таня, хрупкая аристократка, волею судьбы брошенная выживать в самые низы общества. Попытка порвать с воровским прошлым не удалась, и вновь Алмазная собирает свою банду, ведь еще при жизни Мишка Япончик верно сказал ей: "Ты же знаешь, от нас не уходят". За отказ продолжать воровскую карьеру можно поплатиться жизнью, а жизнь наша героиня очень любит...
Социальные катастрофы, уличные беспорядки и крушение надежд на счастье идут в этом сюжете рука об руку. Жизнь забрасывает Таню в поезд, с которого она едва успеет спастись (почти все пассажиры будут расстреляны), в заваленный мертвыми телами порт и пропахшие сивухой бандитские кабаки, хранящие немало мрачных тайн катакомбы, войти в которые можно с Канатной улицы. По всем швам трещит старый мир; то и дело в опасной близости от Тани гремят взрывы. Но это не мешает ей (и читателю) отдавать должное красоте Маразлиевской и Надеждинской, величественным фасадам особняков, которые кажутся таинственными стражами Одессы. Пройдя через все передряги, не раз избежав ужасной смерти, вырвавшись из лап маньяка, адепта зловещего культа, Таня Алмазова останется в живых, в том числе и для того, чтобы принести нам "Соль с Жеваховой горы" - именно так называется следующая книга серии.
Фрагмент из романа: "Против воли мысли Тани все время возвращались к Володе. Наверняка он чувствует себя сейчас в городе как рыба в воде! Сосновский был аристократом до мозга костей, утонченным и интеллигентным представителем своей эпохи. Вернувшись в прошлое, он счастлив в окружении белых офицеров, которые, без всяких сомнений, приняли его в свои ряды. Тане было больно думать о том, что, повернись жизнь другим боком, она могла бы встретиться с Володей в одной из светских гостиных аристократического Санкт-Петербурга. И где они составили бы блестящую пару, подходящую и по положению, и по сословию. Но Таня никогда не была в гостиных Петербурга, не танцевала там под хрустальными люстрами в бальном платье, не пила томно шампанское, наслаждаясь комплиментами утонченных молодых людей. Таня никогда не была собой. Жизнь сыграла с ней жестокую шутку, превратив в какой-то безродный обрывок, носимый равнодушной, безразличной судьбой по волнам суровых реалий".
Мария ГУДЫМА.