Номер 20 (1314), 3.06.2016

ЛУКОВЫЕ СТРАСТИ ДЕТСКОГО БАЛЕТА

Балет Карена Хачатуряна "Чиполлино" с либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино" погружает маленьких зрителей в волшебную сказочную среду.

В отечественной традиции имя главного героя сей волнующей истории часто пишется в варианте "Чипполино", однако театр оттолкнулся от итальянского названия лука - cipolla. Мятежный лучок в танце, наклоняя голову с зеленым чубчиком-проростком, словно брызжет в глаза злонамеренным персонажам едким луковым соком. И это "прочитывается", как и многое другое в постановке.


Фантазия художника-постановщика Дмитрия Чербаджи выплеснулась в масштабные декорации-задники, где множество мелких красочных деталей и есть риск соскользнуть в невнятную пестроту, но все же удается создать впечатление яркой, красивой книги сказок, развернувшей свои страницы на все зеркало сцены. Образы декораций обыгрываются и в жестах персонажей - так, молодой граф Вишенка, гуляя с милой плебейкой Редисочкой по замку, показывает ей нарисованную в окне птичку, изображая руками взмахи крыльев, и дети этот жест сразу же оценивают. Вишенка - интеллигент-аристократ в круглых очках, стеснительный и немного неловкий, в раздумьях он делает несколько ошибок в простых батманах, очевидных даже малышам, которые добродушно над ним смеются. Хореография Генриха Майорова в редакции Юрия Васюченко лаконична и выразительна, а самой постановке уже более 40 лет. Мировая премьера этого балета состоялась на сцене Киевской национальной оперы имени Шевченко в 1974 году.

- Этот спектакль принимается всеми с таким интересом, он жив, он все время преображается, все время находит какие-то новые краски. И в этом, конечно, талант хореографа Генриха Александровича Майорова. В этой истории много юмора, - говорит балетмейстер Юрий Васюченко.

Графини Вишенки с лорнетами, в бальных платьях, блещущие аристократическими манерами, по любому поводу готовые изящно хлопнуться в обморок - стопроцентное попадание в образ! Слабое зрение у них семейное, ведь Вишенка тоже в очках, что, однако, не мешает ему проявить отсутствие политической близорукости и встать на сторону народа, подружившись с Чиполлино и Редисочкой. Но, конечно, настоящей парой для такого просвещенного юноши становится не Редисочка, а благородная Магнолия (Эллина Походных), с которой они станцуют уже безо всяких ошибок и заминок классическое па-де-де.


Подготовка спектакля заняла более двух месяцев. Списки исполнителей постоянно менялись. В результате было принято решение оставить несколько ведущих составов на каждый действующий персонаж. Партию задорной луковички, искателя справедливости "из народа" Чиполлино исполняет Станислав Варанкин. В партии Магнолии видим яркую и пластичную Эллину Походных, графа Вишенку танцует Дмитрий Шарай, принца Лимона - заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный, синьора Помидора - Богдан Чабанюк, чопорных Вишенок - Анастасия Варанкина и Екатерина Томашек, а задорную Редисочку - Екатерина Бартош.

Дирижер-постановщик Игорь Чернецкий вдохновился яркой, демократичной музыкой балета. Стихия Чиполлино и его народа проявлена композитором в ритмах тарантеллы. Принцу Лимону более приличествуют воинственные марши, отзвуки вальса в моменты зарождающейся симпатии между луковкой и редисочкой, вишенкой и магнолией (вот бы Мичурин порадовался!) тоже присутствуют.

Ловкий парень из народа Чиполлино крадет ключ от клетки, в которую заключили кума Тыкву, руководит строительством "тыквенного" домика - простые фрукты-овощи собирают его по кирпичику, а гвардейцы Лимона разбирают, двигаясь заученно-марионеточно, кто недоволен - оттесняют с дороги кусками шлагбаума, словно наспех склепанными и принятыми законами (родители особенно громко хохочут). Волны народного гнева периодически накатывают на сад-огород: овощной народец грозит кулаками самому принцу Лимону (он очень смешно прихрамывает, явное люмбаго), а в финале Чиполлино засунет его царственного цитруса заодно с военачальником синьором Помидором в пузатую пушку, из которой правители вознамерились стрелять по простолюдинам, превратив их не то в компот, не то в винегрет. И поделом!

Виолетта СКЛЯР.

Фото Юрия ЛИТВИНЕНКО.