Номер 04 (1493), 6.02.2020
Выставка под названием "Жить внимательно" проходит в Художественном музее. Это ретроспектива живописи, графики и скульптуры одесского художника-нонконформиста Виктора Маринюка.
— Художник живописует личность, ее особенный индивидуализм, самоуважение и самодоверие, — рассказала куратор выставки Татьяна Токарчук. — Соединение собственных раздумий и переживаний с первичными, глубинными ценностями человеческого бытия порождает будоражащую, иррациональную, но вместе с тем интеллектуальную и осмысленную реальность. В современном мире, где искусство выходит на уровень обезличенности, творчество Маринюка, с акцентом на том, что делает нас людьми, остается заповедной территорией человечности. Простые по мотиву изображения наполнены напряжением и покоем, эфемерностью и фундаментальностью, однозначностью и тайной. "Просто — это мудро", — говорит Виктор Маринюк и убедительно доказывает это своим творчеством. Всматриваясь в созданные художником образы, убеждаешься в том, что и вправду о существенном можно говорить так просто, если "жить внимательно", то есть со вниманием к миру видеть прекрасное в обыденном и переносить свое видение на полотно. Так просто оставаться самим собой в мире тотального современного искусства с его бесчисленным множеством стратегий и концепций.
— Есть мастера, в творчестве которых легко выделяются разные периоды, — отметил вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — Увлечения, предпочтения налагают видимый отпечаток. К иной категории художников принадлежит Виктор Маринюк — шестьдесят лет его творческого пути являют собой не перемены стиля, векторы предпочтений, а постоянное самоуглубление. Познав уроки супрематизма и иконописи, живописи Ренессанса и экспрессионизма, он, отбирая для себя главное, пришел к минимализму, к простоте и изысканности художественного языка.
Его минимализм не рационален, не рассудочен, а эмоционален. Взволнованность художника становится волнением зрителя. Многократно повторяемые темы "Девушка и город", "Женщина с ребенком", "Человеческое лицо" каждый раз осмысливаются все более точно (как бы доводятся до формулы сущего). Маринюк пользуется цветом для сотворения света. И вот этой светозарностью проникнуты все лучшие работы мастера.
Шесть десятилетий назад познакомился я с Виктором Маринюком в квартире (одновременно мастерской, одновременно "клубе" общения) Александра Ануфриева. Это были трудные, но веселые годы. Они сформировали и характер художника, и его эстетические (а для него не менее важно — и этические) пристрастия. Когда смотрю на женские образы в картинах, рисунках Маринюка, понимаю, что рядом с ним всегда были прекрасные женщины. В начале творческого пути Люда Ястреб, а после ее безвременной смерти музой художника стала Лена Марущак. Их свет на его полотнах.
С шестидесятых годов и по сегодняшний день можно говорить об индивидуальности творческого почерка Виктора Маринюка. На любой коллективной выставке, среди многочисленных работ его холсты не просто узнаваемы, а обладают особой притягательной силой. Официальное признание к Виктору Маринюку, как и ко многим художникам, державшимся в стороне от официальной идеологии, пришло достаточно поздно. Лишь в 1989 году (еще во времена Советского Союза) он был принят в члены Союза художников. Хоть за его плечами были уже десятки выставок и неформальных — в Одессе, в Москве, в Мюнхене и официальных — в Одессе, в Киеве... Но Маринюк никогда не гнался за регалиями. Он мог бы повторить за Борисом Пастернаком: "Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех".
Так живет и так работает Виктор Маринюк, который не устает повторять: "Надо иметь неленивую душу и неленивый ум".
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.