Номер 4 (1249), 6.02.2015
ПОД ЗНАКОМ ПЯТИ КОЛЕЦ
(Окончание. Начало в № 3.)
И все же наши спортсмены ощущали колоссальный разрыв в качестве инвентаря, экипировки и обслуживании в сравнении с командами большинства развитых стран. Итальянские коллеги несколько скрашивали нашим горечь технического отставания, отдавая недорого бэушные велосипеды и прочее. Поскольку соревнований на треках в мире проводят мало, приходилось часто соревноваться на шоссе. Яковлев временами выигрывал этапы во время многодневок, гонялся на дистанциях 100 километров и в гонках на время с раздельным стартом. Он целенаправленно готовился к Олимпиаде в Атланте, выиграв там в 1995 году групповую гонку на треке во время традиционной предолимпийской недели. В тот сезон одессит занимал высокое место в мировом рейтинге. На первенстве мира в Колумбии сумел занять пятое место в групповой гонке на 40 километров (это 160 кругов на треке!), чуть было не потеряв сознания на финише из-за нехватки кислорода на высокогорье. Врачи откачали, но неприятные воспоминания остались.
В том, что произошло в Атланте, спортсмен винит только себя. Он здорово ехал в любимой индивидуальной гонке по очкам, лихо срывая премиальные бонусы на промежуточных финишах. В таких гонках нужно не только держать скорость и уметь делать рывки на отдельных отрезках, но и просчитывать варианты, следить за основными конкурентами, держать в голове таблицу очков. Василию это обычно удавалось. И тут он, видимо, что-то упустил. Вроде бы шли с канадцем-конкурентом вровень, вроде бы должно было одесситу хватить очков для медали. Так ему казалось на последнем круге изнурительного финала. Перед финишем чуть расслабился и недосчитался очков. Итог - четвертое место. Высокое, давшееся тяжело, но - очень обидное. А ведь перед той Олимпиадой нашим спортсменам очень помогли украинские диаспоры. Организовали тренировочные сборы в Канаде, потом почти месяц - в Оризоне. Хозяева возили ребят на экскурсии. В частности, на Гранд-Каньон. Очень поддерживали украинскую команду, болели за нее.
После Атланты сборную страны решили омолодить. Не обошлось без конфликтов и обид. Яковлев на два года подписал контракт с итальянским шоссейным клубом, потом получил предложение из немецкого клуба. Он находился в расцвете сил и был уверен, что к следующей Олимпиаде будет отлично готов. Особенно удачно сложился для Василия сезон 1999 года. В групповой гонке на треке он стал вторым на чемпионате мира и третьим на первенстве Европы. А тут еще в олимпийскую программу включили интересную дисциплину - парную гонку на 50 километров (200 кругов) с десятью зачетными финишами. Именно в ней попытал наш земляк олимпийского счастья в Сиднее-2000 вместе с Александром Феденко. Не сложилось.
Но к своей четвертой Олимпиаде одессит готовил партнера для парной гонки, получившей название "Мэдисон", года два. Яковлев к тому времени был опытнейшим спортсменом с огромным багажом выступлений и побед на разного ранга турнирах. Он уже сам досконально разбирался в тонкостях тренировочного процесса, улавливал нюансы поведения соперников. Володя Рыбин, работавший с ним в паре, был моложе на десять лет и советы старшего партнера воспринимал серьезно. Они здорово были готовы на момент приезда в Афины. И хотя достойных соперников хватало, украинцы среди них не тушевались. Когда началась решающая гонка, Яковлев с Рыбиным даже стали лидерами, потом долго держались в тройке. В этом виде соревнований есть тонкость: ты можешь хоть все время ехать в лидерах, но не успевать набирать очки на промежуточных финишах, что исключает итоговый успех. Такая ситуация была до поры до времени у швейцарцев. За 50 кругов до финиша они вырвались на вторую позицию вслед за австралийцами, не имея ни одного зачетного балла. Наши их опережали. Но парни из Швейцарии включили все свои резервы и выиграли по ходу три промежуточных финиша, оставив Яковлева с Рыбиным за чертой призеров...
* * *
Вскоре после Олимпиады в Афинах Яковлев травмировал колено. Больше года почти не тренировался и на международные соревнования не ездил. С ним занимался тренер одесского СКА Виктор Борейко. Опыт и годы колоссальных нагрузок позволили Василию легко войти в привычную форму. Несмотря на свои 35 лет, он выигрывал у молодых соперников большинство стартов. В Украине учил ребят ездить парные гонки, имевшие свою специфику.
Во многом помог своему олимпийскому партнеру Володе Рыбину завоевать медаль чемпионата мира. Но вот отношение тренеров сборной к одесситу стало весьма противоречивым. Его то брали на этапы Кубка мира, то предлагали оплатить перелет, скажем, в Австралию самостоятельно. На зарубежные тренировочные сборы вообще брать перестали. Мол, такой мастер и сам в состоянии подготовиться к любым соревнованиям. И он готовился. И результаты показывал достойные. Например, на розыгрыше Кубка мира в Лос-Анджелесе попал в финал. Словом, был готов поехать в Пекин на свою пятую Олимпиаду. Именно накануне предолимпийской недели в китайской столице его сбил пьянчужка на мопеде...
* * *
В некогда популярной задорной песне о велосипеде были строчки не только о солнце на спицах и синеве над головой. Там пелось: "Едешь и просто нажимаешь на педаль". Василий Яковлев, по самым скромным подсчетам, проехал на велосипеде больше полумиллиона километров, исколесил трассы десятков стран на всех континентах.
- В основном я видел только дороги, - признался олимпиец. - Мы даже ни разу не ходили на церемонии открытия и закрытия Олимпиад, ибо это не совпадало с нашими тренировочными графиками. Но в то же время только на Олимпиадах выпадал шанс немного расслабиться после стартов, сходить на экскурсии, пообщаться с атлетами из других стран, выступавшими в других видах спорта. Барселона, Атланта и Сидней остались в памяти очень яркими картинками...
Одессит очень хотел поработать со вчерашними товарищами по сборной страны в качестве тренера. В свое время получил диплом Киевского института физкультуры, имел опыт наставничества, приобрел солидный авторитет в веломире. Но после Пекина руководство сборной прервало контакты с Василием радикально. Его лишили стипендии сборника. И это можно объяснить завершением карьеры. А вот отказ от его помощи в подготовке молодых мастеров выглядел странно.
Впрочем, Яковлев понемногу консультировал молодежь в родном одесском СКА. Но и здесь его опыт и знания оказались маловостребованными. Ветерана-олимпийца словно вычеркнули из списков. Пережить это на первых порах было очень трудно. Да и денег в тот момент взять было неоткуда. И Василий сел за баранку такси. Работал с утра до ночи. Ведь подрастали двое сыновей. Нужно было обеспечить их всем необходимым. Четыре года колесил по родному городу, в глубине души мечтая вернуться в велоспорт.
Проштудировал специальную литературу. Сдал экзамен на судейскую категорию. Стал ездить арбитром на соревнования. Часто его приглашали на трековые турниры во Львов. Оказалось, что для региональных специалистов, которые его хорошо помнили, одессит был авторитетом своего дела. Тем временем настали перемены в сборной страны. Яковлева наконец-то пригласили в главную команду. В конце 2012 года он стал старшим тренером по трековым гонкам.
Его редко застанешь в Одессе. Василий постоянно в разъездах. Бесконечные сборы и соревнования по всему миру. Перелеты через океаны. Многодневные переезды по Европе на спецавтомобилях с велосипедами на крыше. Все привычно, знакомо, любимо. Это - его жизнь, его стихия.
Аркадий РЫБАК.
На фото:
- Василий Яковлев с Любомиром Полатайко (Сидней-2000).
- Василий Яковлев с Владимиром Рыбиным на этапе Кубка мира (Мексика, 2004 год).