Номер 2 (1197), 24.01.2014
Десять лет назад, когда я пошла в первый класс, кто-то из моих будущих одноклассников заливался слезами, попав в непривычную обстановку. Да и мне самой было страшновато.
Но теперь я понимаю: горевать о прощании с беззаботным детством не стоило. Потому что моей первой учительницей стала Татьяна Петровна Козачук, которая на протяжении следующих четырех лет дарила нам свою любовь, делилась мудростью и бесценным жизненным опытом.
Желание стать учительницей возникло у нее ещё в детстве. Глядя на свою первую учительницу, красивую и интеллигентную Нину Мефодьевну, маленькая Таня твёрдо решила когда-нибудь стать похожей на неё. И, несмотря на уговоры близких, добилась своего.
- Придя впервые на работу в школу, - вспоминает Татьяна Петровна, - я просто влюбилась в эту профессию. И поняла, что нашла именно своё.
- Как вы считаете: учителем рождаются или становятся?
- Конечно, рождаются! Если у тебя нет необходимых качеств, ты можешь сколько угодно стараться, бесконечно совершенствовать свои знания и умения, но едва ли что-то получится.
- А какими именно качествами надо обладать?
- Прежде всего нужна искренняя любовь к детям. Всё остальное приходит с опытом.
- Татьяна Петровна, а не было такого, чтобы вы пожалели о своем выборе?
- Были сложности, неприятные моменты, но мысли о том, что я совершила ошибку с выбором своего пути, даже не возникало.
- А все-таки: если бы не пошли в школу, то кем могли бы стать? Я хорошо помню, как мы, маленькие, всегда советовали вам стать артисткой - так красиво вы нам могли спеть или увлекательно рассказать о чем-то...
- Ты знаешь, я никогда об этом не думала... Артисткой вряд ли бы стала. Может быть, стала бы врачом. Возможно, даже была бы хорошим врачом, потому что поверхностно работать не могу в силу своего характера.
- Можете припомнить случаи, когда бы вы гордились своими маленькими воспитанниками?
- Да вот совсем недавно у нас в третьем классе был такой
случай.
Мальчик убрал стул, на который девочка хотела сесть. Девочка, понятно, упала, ударилась, очень плакала. Сгоряча я пообещала вызвать родителей. Но после этого началось что-то похожее на суд чести. Дошло до того, что дети предлагали перевести его в другую школу, раз он позволил себе так поступить.
И вдруг поднимается одна девочка, Яна Коева, и говорит: "Татьяна Петровна, не делайте этого, не вызывайте родителей. Понимаете, он хотел таким образом внимание на себя обратить".
"Но не таким же способом",- возразила я.
"Татьяна Петровна, он неплохой мальчик,- продолжала Яна. - Он ведь у нас новенький, нам нужно помочь ему быстрее войти в коллектив, чтобы ему с нами стало комфортно".
Тут я остыла, да и девочка плакать перестала, слёзы вытерла. Мальчик осознал, что он плохо поступил. Класс его простил.
Мне понравилась смелость Яны, которая проявила активную жизненную позицию, после чего дети её поддержали. Я, когда вижу в детях такие качества, пытаюсь их как-то взлелеять, ведь это так пригодится в жизни.
Вот после этого случая я была горда своим классом, сказала, что они - настоящий коллектив.
- А когда вы встречаете своих бывших учеников, как они на это реагируют?
- Дело в том, что мой муж - бывший военнослужащий, нам приходилось часто переезжать с места на место, так что мои ученики разбросаны по многим городам. Но иногда случаются интересные встречи.
Помню, проходит тестирование первоклассников. В кабинете сидят директор, завуч, психолог, вдруг открывается дверь, и я слышу крик: "Так это же она!" Заходит мужчина, бросается обнимать меня, а я вообще ничего не понимаю. И что же оказалось?
Одному мальчику пришло время идти в первый класс. Его мама решила посоветоваться с родителями, к какой учительнице лучше обратиться, и ей указали на меня. Приходит мама домой, рассказывает, что есть такая Татьяна Петровна, ее родители рекомендуют. А муж и говорит: "Надо же, какое совпадение: мою первую учительницу тоже звали Татьяна Петровна. Только это было не в Одессе, да и старенькая она уже, наверное".
Когда всё выяснилось, конечно, очень приятно было. Мы сидели с ним, вспоминали школьные годы.
"Ты сидел около окна, на третьей парте, - говорю я ему, - плакал ещё всё время". А он только радостно соглашался: да, так всё и было.
Был ещё случай с девочкой Юлей, её я тоже в одном из гарнизонов учила.
К дню Восьмого марта в нашей школе проходит концерт. Мне говорят, что в коридоре какая-то девушка меня ищет. Я выхожу и вижу девушку необыкновенной красоты, с большим букетом цветов. Хризантемы жёлтые, как сейчас помню. Но её совсем не узнаю, ведь так много времени прошло. А она рассказывает: "Я услышала, Татьяна Петровна, что вас видели на рынке на Черёмушках, подумала, что вы в этом районе живёте или работаете. Тогда я пошла по ближайшим школам и везде спрашивала, не работаете ли там вы. Так вас и нашла".
Когда она мне сказала свою фамилию, я поняла, что очень хорошо её помню. Даже помню, какое платье у неё было на новогоднем утреннике, и причёска была, как у Полины Виардо.
- Татьяна Петровна, как вам удаётся вспоминать такие детали спустя не одно десятилетие?
- Только, благодаря любви к детям. Учителя вкладывают в них, помимо сил и терпения, частичку своей души. Как же не помнить? (Улыбается.)
- Поделитесь секретом: как за столько лет не потерять интерес к своей работе?
- Всё тяжёлое, что есть в нашем деле, возмещается такими моментами, как те, о которых я рассказала... Правда, бывает жалко расставаться с детками, которых вела четыре года, нелегко быстро привыкнуть к новым. Но что поделаешь, такова наша работа...
И этой работой Татьяна Петровна занимается уже сорок лет!
Валерия НАСЕДКИНА,
ученица школы № 69.