Номер 15 (1547), 17.06.2021

А СЛАВА НАЙДЕТ

Из бесконечного числа художников в истории остаются считанные имена. Большинство же так и находятся в тени, ожидая пристального и внимательного взгляда исследователей. Что же именно становится условием для признания художника, особенно во времена значительного разнообразия жанров, техник, творческих средств? В 2018 году Музей пейзажа, находится в Вербании (коммуна в регионе Пьемонт), организовал выставку, посвященную 100-летию со дня рождения художницы Элиде Черетти. Именно после этой выставки итальянцы узнали о мастере, который долгое время в своих полотнах прославляла красоту родной природы в повседневных вещах, почти не выходя из собственного дома.


Элиде Черетти родилась в небольшом городке Ариццано 27 ноября 1918 года. Почти никакого специального образования она так и не получила. Когда ей предлагали вступить в Академию изящных искусств Бреры в Милане, Черетти отказалась, выбрав путь самостоятельных творческих поисков. По настоянию друзей, в 1950 году в Милане прошла ее первая персональная выставка. Однако, несмотря на положительные отзывы, карьера Черетти так и не набирает обороты — художница будто чувствует себя не на своем месте в сложном и многообразном искусстве послевоенного периода.

Она уединяется в семейном доме в Вербании, отказываясь от экспонирования и продажи своих картин. Источником вдохновения для художницы становятся непосредственные отношения с природой. Ведь любой художник, на ее взгляд, обладает так называемым "шестым чувством" и такой чувствительностью к окружающему миру, что позволяет отображать все его меняющиеся состояния. Это приближало ее творчество к неоромантическим течениям итальянского искусства конца 19-го века и одновременно ставило в оппозицию главенствующим в то время принципам авангарда.

В собрании Музея западного и восточного искусства находится картина Элиде Черетти "Натюрморт с цветами". Благодаря куратору юбилейной выставки, посвященной художнице, удалось выяснить, что Черетти подарила эту картину Послу СССР в Италии в 1979 году. Год спустя работа поступила в одесский музей из Всесоюзного производственно-художественного фонда.

Нежная композиция, яркие цветовые акценты и легкая, почти воздушная техника письма справедливо позволяют отнести эту работу к выдающимся творениям художницы, любимым жанром которой был именно натюрморт. "Героями" его полотен становятся предметы повседневного пользования и окружения, будь-то посуда, фрукты или цветы из сада, подчеркнутые мягким рассеянным светом. Именно благодаря эффектам света композиция наполняется "жизненным дыханием", что высвечивает в каждой повседневной вещи ее глубину.

Элиде Черетти умерла 27 октября 1996 года. Все свои вещи и картины (а их было около восьмисот) она передала Музею Пейзажа Вербании для создания выставочного и образовательного пространства. В 2007 году в ее бывшем доме был открыт выставочный центр, где проводится немало образовательных мероприятий, выставок современного искусства, лекций и даже театральных представлений. Вот так, благодаря просветительской и благотворительной цели, возник интерес к художнице, которая в своих работах старалась выразить тонкую и неповторимую красоту вещей, отраженных в момент их существования на фоне быстротекущей жизни.