Номер 48 (1342), 16.12.2016
Процесс евроинтеграции Украины невозможен без серьезных изменений в сфере местного самоуправления. Ибо практически любое положение Соглашения об Ассоциации с ЕС предполагает активное участие в его реализации местных структур.
Процесс децентрализации, начатый в прошлом году, призван приблизить нашу страну к европейским подходам к участию граждан в обеспечении жизнедеятельности своих территориальных громад. Этому призван способствовать "Децентрализационный марафон", проведенный Ассоциацией городов Украины. В процессе этой масштабной акции был использован и европейский опыт.
Учимся у европейцев
Об эффективности децентрализации можно судить на примере нашего ближайшего соседа - Польши. За 10 лет подготовительного периода к вступлению в ЕС, в этой стране система государственного управления была приведена в соответствие с европейскими стандартами.
- Административная реформа дала нам возможность создать модель менеджерского управления, - объяснил шеф канцелярии Сеймику Варминско-Мазурского воеводства Виктор Марк Лейк украинским журналистам во время нашей ознакомительной поездки в Польшу. - Местное самоуправление у нас основывается на том, что люди сами решают, что им нужно. А их решения контролирует Закон. Задача должна быть выполнена на том уровне самоуправления, который наиболее близок к жителям.
Так, гмины (аналог наших районов) отвечают за работу начальных школ, поликлиник и местные дороги. Эти структуры не подчиняются вышестоящим структурам и имеют собственный бюджет. Центральная власть не может вмешиваться в действия муниципальной.
В гмине Конопница, в которую вошли несколько сел, проживают 12 тысяч человек. Бюджет гмины составляет около 32 миллионов злотых, или 8 миллионов евро. В нем после сборов остается 39 % налогов физлиц и 7 % юрлиц. А также весь налог на недвижимость. Кроме того, государство на каждого ученика в школе выделяет средства. Главная задача гмины - обеспечить условия для жизни, предпринимательства и развития. В Конопницу привлечены десятки проектов, которые финансируются Евросоюзом. Предприниматели имеют возможность создавать свой бизнес.
Несколько лет назад красная смородина в Польше не пользовалась спросом. Никто ее не хотел собирать. Но местный предприниматель организовал переработку смородины в сок, его стали поставлять в Европу. И теперь польская смородина востребована везде. И таких примеров немало. Граждане Конопницы являются хозяевами своей земли, устраивая свою жизнь, как считают нужным. Они создают добровольные пожарные дружины (которых уже 12), обеспечивая безопасность села. Год назад молодежь собрала подписи о строительстве гминой скайпарка. Проект был вынесен на обсуждение. Но на собрании жителей было решено создать центр развития. Так в селе появились админздание, стадион и центр творческой деятельности, где люди имеют возможность заниматься в кружках народных ремесел и проявлять свои таланты в собственном театре теней. Реализовывать эти проекты помогает Евросоюз. Так в гмине осуществляется проект установки солнечных батарей в 850 домах. 85 % финансируется из европейского фонда. 1 % дает гмина и 14 % - владелец дома. Это составляет около 1000 злотых на семью. Современные технологии внедряются в образовании. В сельской гимназии все классы оборудованы интерактивными досками, ведется электронный журнал. А все ученики класса начальной школы получили по личному ноутбуку.
Вот так, на примере Польши, мы видим, как с помощью эффективного управления и распоряжения средствами можно значительно повысить уровень жизни территориальной громады.
Секреты успеха
Польский опыт, равно как и опыт других стран ЕС, многократно приводился в пример в ходе "Децентрализационного марафона" в одесском регионе. Консультанты проекта ПУЛЬС Ассоциации городов Украины за полгода объехали 1000 громад по стране, из них 50 - в Одесской области. По результатам этой акции в региональном отделении Ассоциации был проведен "Круглый стол", где консультанты рассказали о проблемах и достижениях городов и сел региона.
- В результате децентрализации в объединенных громадах бюджеты выросли в три-четыре раза, - сообщила консультант по бюджетным вопросам Олеся Голынская. - Благодаря этому удалось реализовать сотни инфраструктурных проектов. Во время визитов мы проводили обучающие тренинги по проектно-целевому методу бюджетирования, беседы с населением, разбор ошибок и недочетов, а также приводили примеры успешных громад.
Так, в Великомихайловской громаде реализовано более 40 крупных проектов.
- Создав объединенную громаду, мы получили такие возможности развития, что поняли - обратной дороги нет, - заявила председатель Великомихайловской громады Татьяна Жарская. - За год люди увидели результаты объединения, поверив нам. Мы пополнили свои финансовые возможности. Во-первых, получили субвенции из госбюджета, 10 миллионов гривен отвели на развитие. Больше 40 объектов отремонтировали, модернизировали, открыли два детских садика. Организовали уличное освещение, провели капремонт водопроводов. Занимаемся развитием Дома культуры. Школы у нас уже с новыми окнами. Капитально ремонтируем систему отопления, заменили котлы. Энергосбережение и экономия денег у нас на первом плане. Мы должны содержать наши школы. Я вынуждена думать, рассчитывать, принимать меры. Мы взяли курс на оптимизацию. На сегодняшний день мы сами решаем, что нам делать, что строить, как благоустраивать свои села. За 11 месяцев получили уже 24 миллиона доходов за счет грамотного управления своим хозяйством.
В громаде провели инвентаризацию земель, организовали встречи с фермерами, убедив их, что выгодно платить в бюджет. Ведь эти средства пойдут на то, чтобы осветить улицы, сделать дорогу - все для самих же сельчан. Главной задачей руководства громады было наладить строгий контроль использования бюджетных средств. Чтобы понимать, сколько денег идет на культурные мероприятия, тут создали свой отдел образования культуры и туризма. Рассчитали стоимость обедов для школьников; их кормят борщом, кашей с мясом и компотом.
- Мы идем на эти траты из бюджета, - говорит Татьяна Жарская, - потому что дети - наше будущее. За год люди увидели результаты объединения, поверив нам. Всем, что у нас получилось, мы очень довольны. Мы почувствовали вкус хозяйствования. И научились вместе жить в громаде. Первоначально люди других сел боялись идти на объединение, опасаясь, что останутся ни с чем. Но мы договорились, что создадим формулу справедливого разделения бюджета. То есть, от количества жителей и доходов в совместный бюджет каждое село будет получать свою часть общих средств. По этой формуле мы живем, научились слушать друг друга. И все оказались заинтересованными в наполнении бюджета и его развитии.
Вопросом еще остается охрана порядка. На весь район, который насчитывает 83 населенных пункта, всего четыре участковых. И сейчас тут обсуждают вопрос создания своей собственной охраны, оснащения видеокамерами и другими устройствами. Также большой проблемой для громад остаются плохие дороги. Но и этот вопрос Татьяна Жарская надеется со временем решить.
Курс - на сотрудничество
Консультант по юридическим вопросам Юрий Ямков на себе прочувствовал, что такое дороги сельской местности.
- Но в то же время мы увидели огромное желание руководителей на местах работать, - сказал эксперт. - А также понимание процессов, которые на сегодняшний момент запущены в нашей стране. Нынешняя реформа - это попытка вернуть местному самоуправлению его естественные права и тот статус, который у него должен быть, чтобы каждый житель территориальной громады понимал, что любой набор административных услуг может решить на уровне местного самоуправления. А не пускать проблему по большому кругу в район, область, столицу. Пока что большинство полномочий - у "верхнего уровня" управления. А реформа призвана передать многие из этих полномочий местному самоуправлению.
В Подольске городской голова, который на посту уже более 20 лет, заметил, что это первая реформа, за которой он видит будущее. Конечно, есть много проблем. Руководители на местах не желают терять должности и не хотят идти на выборы. Не все политические силы поддерживают реформу. Присутствует давление районных советов, которые не дают двигаться вперед. И, конечно, законодательные пробелы. Наш законодатель пока не успевает за запросами общества. Приняв закон о добровольном объединении громад, к сожалению, не приняли пакеты документов, которые реализовали бы в полной мере все положения по земельным вопросам, границам районов.
- Но все это решится в самом скором будущем, - уверен эксперт, - потому что процесс запущен и уже необратим. Часть наших громад объединились и живут по-новому. Очередь за остальными.
Исполнительный директор регионального отделения Ассоциации Вячеслав Демченко отметил, что "Децентрализационный марафон" продолжается. На старте села, которые хотят объединиться и взять в руки управление своим хозяйством.
Ведь как показал польский пример, а ныне доказывает уже и отечественный опыт, перспектива развития Украины как раз и лежит в русле децентрализации, в реформировании самоуправления по опыту стран ЕС.
Статью подготовили Александр ГАЛЯС и Инна ИЩУК
в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы"
при содействии Европейского Союза.
(Представительство ЕС в Украине -