Номер 41 (1236), 24.10.2014

И все-таки Ян Фрейдлин - одесский композитор

В августе этого года исполнилось 70 лет композитору Яну Фрейдлину. Одесситам, особенно старшего возраста, это имя хорошо знакомо. С конца 1960-х и до отъезда в 1990 году на постоянное жительство в Израиль Ян Михайлович, выпускник нашего музучилища и консерватории имени А. В. Неждановой, работал в музыкальной школе имени Столярского, где руководил теоретическим отделом и вел класс композиции. А еще писал замечательную музыку. Исполнение его произведений всегда вызывало живой интерес и теплый прием как у профессионалов, так и у почитателей музыки. И не только в Одессе, но и в Киеве, Москве, городах Прибалтики и других центрах музыкальной культуры.


Сегодня же Ян Фрейдлин живет в маленьком израильском городке. Живет скромно. Немного преподает в музыкальном колледже. Зато много, плодотворно и очень успешно сочиняет музыку. Его сочинения отмечены престижными международными наградами, исполнялись и исполняются выдающимися музыкантами (достаточно назвать имена дирижеров Г. Рождественского и З. Меты), звучат в качестве обязательных пьес на исполнительских конкурсах, записаны на цифровые диски, напечатаны в нотных издательствах США, Германии, Франции, Бельгии и других стран.

Вероятно, Ян Фрейдлин является сегодня самым известным в мире музыкантом, представляющим профессиональную композиторскую традицию Одессы. На мой вкус, он же и лучший из всех, кто писал серьезную музыку в нашем музыкальном городе. Однако правомерен вопрос: насколько существенен для его творчества одесский фактор? Не знаю, что он сам сказал бы по этому поводу. Но уверен, что Одесса была и остается для него весьма значимым местом в реальном пространстве жизни и виртуальном поле творчества.

Вообще-то в музыке Фрейдлина мало заметны какие-либо национальные черты. И уж тем более в ней нет и следа одесского "фольклора". Я могу отметить лишь тонкие влияния стилистики французского импрессионизма и французского шансона. Был бы я заправским советским критиком, обязательно спросил бы: "Откуда у хлопца испанская грусть?". Но все, кто знаком с Яном, могут безошибочно сказать откуда. От таланта глубоко и оригинально осмысливать художественные впечатления. От музыки, литературы, живописи, графики, архитектуры. На этом духовном питании выросло художественное сознание "гражданина мира", мирочувствие космополита. Но не "безродного", как ругались во время оно. У Яна все же была родная среда - Одесса. Ее аура духовной раскрепощенности, ясно осознающей себя самобытности, креативности, легкости и необременяющей философичности мышления, вездесущей иронии. Такая духовная атмосфера, как доказано историками, чрезвычайно благоприятна для рождения и формирования людей искусства и науки. Но она, вероятно, не вполне пригодна для полномасштабной реализации развившихся талантов. Потому последние и разъезжаются в разные стороны (примеры общеизвестны). Поэтому не будем печалиться от того, что Ян Фрейдлин "ушел в большое плаванье". Тем более, что композитор не теряет контакта с Одессой.

Но вернемся к факту юбилея. По понятным причинам, он получился скромным, но зато теплым, искренним и стопроцентно музыкальным. За это нужно сказать спасибо камерному оркестру филармонии, его руководителю - заслуженному артисту Украины Игорю Шавруку, солистам Михаилу Ксиде (кларнет), Татьяне Кравченко и Наталии Бузановой (фортепиано). Музыканты подготовили и очень хорошо воплотили три новых камерных произведения Яна Фрейдлина.

Первая мировая премьера - "Break Point" - имеет авторский подзаголовок "Спортивная шутка для кларнета и струнного оркестра". Брэйк-пойнт - это теннисный термин; буквально - "переломная точка", момент, после которого шансы выиграть гейм получает игрок, принимающий подачу. Сам автор охарактеризовал это произведение как "попытку воссоздания динамичной атмосферы, а не кроссы с подрезкой и выходы к сетке". Мне кажется, композитор тут немного "темнит". Для знатоков тенниса такой комментарий не вполне убедителен: внимая звучанию оркестра, можно определить перипетии гейма, установить момент драматического перелома в игре, изменения счета и даже конечный результат. Глубинный музыковедческий анализ показывает, что в споре струнного оркестра с подающим кларнетом, несмотря на случившийся брейк-пойнт, победил кларнет со счетом 40:30. А если говорить серьезно, то нам следует воспринимать это произведение как увертюру к виртуальной трагикомической опере Яна Фрейдлина "Смерть на корте". Работу над нею композитор начал еще в пору своего обучения в классе композиции Александра Когана в Одесской консерватории. По данным, полученным из надежного источника, работа приближается к финалу.

Второе новейшее произведение композитора - совсем иного жанра и характера. "Сонет к Беатриче" - тема элитарная. Созданный Данте в сонетах и "Божественной комедии" образ Беатриче "выращен" из личных жизненных впечатлений и бурных переживаний, но высоко поднят над обыденной жизнью, идеализирован и мистифицирован поэтом. Музыка Фрейдлина не воссоздает стилистику, но убедительно передает дух поэзии раннего Возрождения, парадоксально сочетающей жизненную достоверность чувств с отвлеченными представлениями ума, религиозную строгость с чувственностью, стихийную простоту выражения с мастерской изысканностью формы. Этот изысканный колорит Яну Фрейдлину удалось воспроизвести простыми и обаятельными интонационными средствами.

С особым интересом все ждали встречи с новой симфонией композитора (по порядку - пятой), которую автор назвал "Ностальгии". Сразу несколько озадачивает ее название: слово "ностальгия" в обычной речи не используется во множественном числе. Но отступление от языковой нормы в данном случае - не следствие раннего склероза или пренебрежения грамматикой, а сознательное и оправданное отклонение от нормы. Эта микроскопическая деталь вносит оттенок "надломленности" языкового поля, что усиливает смысловую доминанту слова, выражаемую обыкновенно как "тоска" по прошлому, по утраченной Родине, отторгнутому человеку. О чем "тоскует" музыка Фрейдлина? Догадываемся - кто как может. Но точно, что о многом. Поэтому и "ностальгии".

По своей композиции произведение тоже необычно. Оно не похоже на классическую симфонию. Его можно охарактеризовать как сюитный цикл (это ближайший "родственник" цикла симфонического). Однако нелепо спорить с автором. Если композитор сказал, что это симфония, значит так оно и есть. Не буду утомлять читателя "пересказом" драматургии и профессиональными характеристиками произведения. Это настоящая музыка: искренняя, благородная, возвышенная, умная, очень печальная и очень красивая. Ее нужно слушать, сопереживать и наслаждаться... Надеюсь, что фонограмма этого прекрасного произведения скоро появится на "You Tube", где уже размещено довольно много произведений Яна.

В целом представленные произведения свидетельствуют о том, что музыка нашего земляка сохраняет узнаваемые стилевые черты: эстетическую привлекательность, вкусовую изысканность, аристократизм, оригинальность замыслов, интеллектуальную точность формального решения образных задач. Вместе с тем в ней утвердилась мудрая простота формы, обнаруживающая глубокие, волнующие смыслы. Она стала, как мне кажется, более непосредственной в плане эмоциональной экспрессии. Техника письма, в первую очередь полифонического, доведена до высшей степени виртуозности и как следствие - незаметности. Все так же радует слух и пробуждает душевные волнения мелодический дар композитора.

Что остается? Только поблагодарить Яна Михайловича за изысканное угощение, которое он приготовил нам к своему юбилею. И пусть это звучит немного эгоистично и тривиально, но от имени одесситов, причастных к культуре города или, по крайней мере, хранящих светлую память о ней, я прошу глубокоуважаемого мэтра: дарите нам свое искусство еще много-много лет!

Сергей ШИП, музыковед.

На фото М. НАЙДОРФА
(sites.gogle.com):

композитор Ян Михайлович Фрейдлин
(Одесса, 1983).