Номер 39 (1528), 26.11.2020
(Окончание. Начало см. на стр. 10)
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ
Самая знаменитая роль Евгении Дембской — это Лариса в легендарном спектакле "Белая акация" (об этой постановке мы подробно рассказывали в номере от 12 мая 2017 года). А вот об истории появления в Театре музкомедии оперетты Александра Колкера "Журавль в небе" удалось узнать только недавно.
По либретто Кима Рыжова сотруднице КГБ Тане Савельевой, действовавшей под именем гида "Интуриста" Нины Шамановой, которая покончила жизнь самоубийством, было поручено разоблачить иностранных шпионов. Но Ленинградское Управление КГБ дало уничтожающий отзыв: "Таня... после элементарной проверки неизбежно будет расшифрована как подставное лицо разведкой противника, располагающей фотографией подлинной Нины Шамановой". Был у чекистов еще ряд замечаний, приведший к выводу: постановка этой оперетты нежелательна, ибо она "создает искаженное представление о работе органов госбезопасности".
Последняя роль: миссис Пирс в спектакле "Моя прекрасная леди" |
Но авторы решили не мириться с вердиктом. Они нашли союзника в лице главного режиссера Одесской музкомедии Матвея Ошеровского. И с помощью "дипломатических" ходов и влиятельных соратников удалось "пробить" спектакль, в котором Евгения Дембская создала свой очередной микрошедевр.
Графиня де Валяй, в молодые свои годы "дама петербургского света", попав через полвека на родину, предавалась воспоминаниям, главной темой которых была история, которую она поведала в своей арии:
Как нынче я помню все это — Блестящего бала угар, Лихого красавца корнета, Толпа павлоградских гусар... В лучах розоватых рассвета Последняя гасла звезда. На пылкие просьбы корнета Я тихо ответила "Да". На белых, на бешеных конях Меня он куда-то увез... А что было дальше — не помню. Но что-то ведь было... |
В этом месте актриса делала эффектную паузу, демонстрируя борьбу графини со своей памятью. В зале поначалу раздавался легкий смешок, который, чем дольше длилось на сцене молчаливое действо, перерастал в хохот. Вволю насладившись произведенным эффектом, актриса, демонстрируя, что графиня в конце концов смирилась с тщетностью своих усилий вспомнить "дела давно минувших дней", безнадежным движением махала рукой и броско завершала свою арию...
...Склероз!!
После чего приходилось некоторое время пережидать, пока утихнут восторженные аплодисменты.
"А ЗАНЯТА В СПЕКТАКЛЕ ДЕМБСКАЯ?"
Накануне 60-летия Евгения Михайловна получила роскошный подарок от старого товарища и любимого партнера Юрия Дынова в виде статьи "Театр Евгении Дембской".
"Но как бы не обновлялась труппа, сколько ни пришло бы новых актрис, юных и обаятельных, — фотография самой первой героини театра заслуженной артистки УССР Евгении Дембской будет занимать особое место и в наших сердцах, и в истории нашего театра. Сейчас, когда спустя годы, мы приезжаем в города, где были когда-то на гастролях, зрители всегда спрашивают: "А занята в спектакле Дембская?" Это бывает очень и очень часто...
Евгения Дембская обладает еще одним редким качеством, которое необходимо для настоящей оперетты. На специфическом языке сцены оно называется кураж. Кураж — не просто сценический темперамент. Кураж — это способность настолько захватить зрителя, настолько его увлечь, что он будет тебе сочувствовать в самых наивных ситуациях музыкального комедийного спектакля".
Мария Каменецкая, театральный режиссер, много лет проработавшая на одесском телевидении, вспоминала о том, как она снимала телефильм по рассказу Чехова "Хористка". На роль Паши-хористки пригласили Е. Дембскую, а на роль жены содержателя Паши — молодую красавицу из того же театра. В процессе съемок молодая актриса предложила поменяться ролями.
"Я мгновенно представила себе Евгению Дембскую в роскошной шляпе, затянутую в корсет и без того стройную фигуру, в шикарном дорогом платье, перчатки, веер, украшения, — писала М. Каменецкая. — Да! Хороша была бы! И тут взгляд мой обернулся к ней же — Паше. Лицо ее выражало душевную муку, а в тусклом взоре такая трагическая безысходность, незащищенность, глубокое человеческое страдание. Помните, у Чехова: "Она вспомнила, как три года назад ее ни за что, ни про что побил один купец, и горько заплакала". В роли хористки в фильме снялась Дембская".
М. Каменецкая не раз использовала широкую палитру возможностей любимой актрисы в своих телепостановках, так что имела все основания писать, что "при всем ее умении носить эффектные наряды опереточных героинь, общаться с веером и шлейфом, ей прекрасно удаются роли острохарактерные, которые так же отличаются естественностью и свободой сценического поведения".
"КАКОЕ ЦВЕТУЩЕЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ!"
Можно только пожалеть, что достоинства актрисы Евгении Дембской прошли мимо внимания кинематографистов. Впрочем, одной только роли в "Белой акации" хватило на то, чтобы актриса Е. Дембская вошла в кинематографические анналы. Даже в 2010-х зрители помнили героев этой картины, особенно дуэт Ларисы и Яшки-Буксира.
"Дуэт с М. Водяным в "Белой акации" — это моя "настольная книга". Если мне совсем плохо — я включаю, слушаю и смотрю этот шедевр исполнительного искусства, и мне снова хочется жить" — Наталья Нечипорук (Кисловодск).
"Пластика, мимика, артистизм, женственность, голос, красота, никто никогда не сыграет этот дуэт лучше, да и не надо" — Валерий Чужуев (Рига).
"Какой замечательный голос! Какое цветущее женское великолепие!" — Б. Берут (Украина).
А у Надежды Фоминых благодаря фильму вообще изменилась судьба. Она писала Евгении Михайловне, что, увидев её и М. Водяного в "Белой акации", поставила себе цель — переехать из Казахстана в Одессу: "Я живу здесь! Так что Ваш талант сыграл роль в моей жизни и ровно полвека я благодарна Вам моим одесским присутствием".
"ЖЕНЬКА МИХАЙЛОВНА"
Невзирая на более чем солидный возраст, Евгения Михайловна внутренне оставалась той молодой героиней, какой покоряла сердца зрителей. "Выразительность голоса и красоту сценического облика" (характеристика в одной из рецензий) она сохраняла поразительно долго. Молодые партнеры, с которыми она играла на сцене, влюблялись в нее едва ли не поголовно — столько очарования и энергетики было у актрисы. Она терпеть не могла, когда ее называли по имени-отчеству. Народные артисты Украины Виктория и Владимир Фроловы вспоминают, как, попав в театр двадцатилетними, с почтением и робостью взирали на его первую Приму. Но та сразу же потребовала, чтобы они называли ее просто Женей. Без малого 30 лет разницы в возрасте ее совершенно не смущали — в отличие от молодых коллег. Сошлись на том, что те обращались к ней шутливо: "Женька Михайловна". Такое озорство было ей по душе.
"АХ, МАМА ЖЕНЯ!"
При всей ее славе и признании у Е. Дембской начисто отсутствовали повадки "примадонны". На репетициях нового спектакля она была послушнейшей из послушных, тщательно фиксировала в тетрадке все указания постановщика. Высказать недовольство могла только, когда подводили партнеры. Случалось, что останавливала репетицию: "В этой сцене так не должно быть! У меня все записано!" Тут же на свет Божий извлекалась тетрадка, где самым подробным образом были записаны все мизансцены. (Некоторые из таких тетрадок сохранились еще со Львова). Вот в этом — в отношении к работе — ее можно было назвать представительницей "старой школы". Во всем же прочем она была моложе многих молодых.
На праздничном вечере в честь 95-летия актрисы ее молодые коллеги вдохновенно пели:
Ах, мама-Женя! Всегда в движеньи! Она прогнала годы прочь! Ах, мама-Женя! Ты, без сомненья, Готова всем, во всем, всегда помочь! Мы окружаем, Мы подражаем, Мы обожаем, да-да-да! Твои манеры, твои премьеры! Гори же ярче, театральная звезда! |
Александр ГАЛЯС.
Фото предоставлены пресс-службой Театра музкомедии.