Номер 39 (1333), 13.10.2016
Международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest впервые проходил без своего бессменного президента, пианиста, композитора, импровизатора Юрия Кузнецова.
Тон задал опен-эйр в Городском саду, где выступали чикагский саксофонист-новатор Дерек Браун, итальянский контрабасист Никколо Фараччи, грузинский фьюжн-коллектив Fusion Corporation и одесский пианист Андрей Показ со своим коллективом, австралийский пианист Алекс Пакман. Продюсер фестиваля Катерина Мальцева рассказала о курьезе: переписка с коллективом из Грузии постоянно терялась, потом находилась, и в один прекрасный день на адрес Fusion Corporation пришло электронное письмо с радостной пометкой "найденные грузины".
А первая концертная программа в Большом зале филармонии была посвящена памяти Юрия Кузнецова, ушедшего из жизни в мае нынешнего года. Голос музыканта (запись делали для его, как выяснилось, последнего концерта в Одесской опере) говорил залу о мудрых вещах, о бессмертии в звуках и любви, и создавалась иллюзия присутствия (а может, иная реальность, в которой невозможного мало).
ПАМЯТИ МАЭСТРО
Заместитель губернатора Одесской области Соломия Бобровская вручила первую музыкальную премию имени Юрия Кузнецова юным лауреатам в возрасте от 8 до 23 лет, которые накануне соревновались в номинациях "вокал" и "инструментальная музыка" определили на конкурсном прослушивании в Училище искусства и культуры имени Константина Данькевича. Награды достались ученикам детской музыкальной школы № 1 Вячеславу Литовченко (гитара) и Ане Шаталовой (вокал), студентке-вокалистке училища имени Данькевича Виктории Шостак, победительнице телешоу "Голос страны", вокалистке Ане Ткач, ударнику Якову Тарунцову. В первом отделении концерта ребята продемонстрировали свои уже яркие достижения, особенно растрогал слушателей гитарный блюз самого маленького лауреата, Славика Литовченко, причем ему аккомпанировала за роялем его сестричка Ева.
"Я ГЕНИЙ, А ТЫ КТО?!"
А дальше бенд Олега Субботина объединился с Национальным Одесским филармоническим оркестром под управлением Игоря Шаврука, чтобы исполнить программу "Киномузыка Юрия Кузнецова", и Яша Тарунцов, блеснув соло за ударной установкой в первом отделении, остался на сцене. Ученица маэстро, проживающая в Германии одесская вокалистка, композитор и аранжировщик Тамара Лукашева создала аранжировки музыки к кинофильмам "Блюстители порока", "Запах осени" и другим, к которым Юрий Кузнецов писал музыку (необязательно джазовую), и порадовала вокальными импровизациями. За роялем был одесский пианист Андрей Показ, вела концерт музыковед Елена Шевченко, которая выразила надежду, что киномузыка маэстро будет звучать и в дальнейшем. Вдова композитора, продюсер фестиваля Наталья Эртнова намерена поднять из архива все записи музыки к кинофильмам, их так много, что киномузыка может стать постоянной рубрикой джазового феста. Наталья призналась, что ее не покидает ощущение: Юрий с нами, он рад происходящему на этой сцене...
- Я прожила жизнь с абсолютным гением, - констатировала Эртнова. - Мы порой в шутку ругались: "Я гений, а ты кто?!".
К аранжировкам Тамары Лукашевой можно относиться как угодно, даже восторженно, однако в оригинальной авторской трактовке они звучали наиболее элегантно (особенно в тех эпизодах, где рояль маэстро и саксофон безвременно ушедшего Руслана Цыбульского творили чудеса). Стоит, возможно, записать диск киномузыки Юрия Кузнецова, где оригинальные записи соседствуют с посмертными аранжировками. Фортепианное соло Андрея Показа в номере "Воспоминание о регтайме" заставило вспомнить лучшие минуты общения с маэстро, за что музыканту большое спасибо.
- Это очень интересный, глубокий, правильно и продуманно аранжированный проект, - считает Андрей Показ. - Большой состав - то, что нужно для такой музыки.
- Я познакомился с партитурами, зная эту музыку понаслышке, - рассказал Игорь Шаврук. - Многим она тоже знакома, просто не знают имени автора.
Кузнецов необычайно интересно писал музыку к кино, создавая атмосферу порой лучше, чем это делали режиссеры и артисты в кадре. А еще Юрий Кузнецов прославился тем, что мастерски озвучивал немые фильмы, причем без предварительного просмотра: на фестивале "Немые ночи" садился за рояль, смотрел на экран и тут же, с юмором, в стиле эпохи "комментировал" видеоряд (однажды даже забавно залаял, когда на экране появилась маленькая рассерженная собачка). Так что тема его киномузыки неполна без внимания к его работе на "Немых ночах" - видео с записями очень украсят эту рубрику в дальнейшем, если такое возможно.
БОЖЕСТВЕННЫЙ ШИЛКЛОПЕР И ВОЗВЫШЕННЫЙ НЕСЕЛОВСКИЙ
На следующий день в филармонии царил дуэт всемирно известного валторниста-импровизатора Аркадия Шилклопера (Германия) и виртуозного джазового тубиста Джона Сасса (США). Виртуозно-ироничный дуэт двух великолепных духовиков, Mini Brass Band, как музыканты сами называют свой проект (Сасс время от времени переключался на чтение рэпа, вспоминая молодые годы в Нью-Йорке) публика не хотела отпускать со сцены. Столь элегантное сочетание валторны (в нескольких пьесах звучал складной альпийский рог, "выраставший" до неимоверных размеров на глазах зала) и тубы появилось благодаря знакомству двух виртуозов в знаменитом австрийском Vienna Art Orchestra. Аркадий Шилклопер - востребованный солист, дающий немало концертов как в родной России, так и по всему миру, в различных составах.
- Юра был для меня не просто коллегой, он был братом, - произнес со сцены Аркадий. - Наше общение всегда было теплым, добрым, я мечтал сыграть с ним дуэтом, но не получилось. Вероятно, сыграю дуэт с ним виртуальным...
В антракте музыкант рассказал о секрете своего неподражаемого позитива на сцене:
- Думаю, это секрет многих творческих людей, кто-то связывает это с выбросом адреналина в процессе общения с публикой. Я знаю знаменитых классических музыкантов Дениса Мацуева и Валерия Гергиева - это трудяги, они постоянно находятся на гастролях, успевают при этом заниматься благотворительностью... Мне в чем-то проще, чем им - у меня меньше концертов, к тому же я играю в основном свою музыку, которая написана и рождена мной, а ведь им нужно исполнить свое отношение к замыслу композитора. У меня таких задач нет, создавать музыку помогает не только опыт, связанный с приемами игры, но и эмоциональный опыт. А бывает, что во время концерта приходит какая-то подпитка из зала - и получается лучше, чем на репетиции!
На нашем фестивале Шилклопер блестяще выступал с американским музыкантом, но в то же время он ратует за самобытное развитие российского джаза, без копирования американских образцов. В этом нет противоречия.
- Мы с Джоном Сассом исполняем пьесы, в которых есть и элементы афроамериканской культуры (ритм, пульс, грув, свинг), есть и элементы русского классицизма, тут задействована, в любом случае, корневая культура, - поясняет Аркадий. - С Вадимом Неселовским мы исполняем много пьес с элементами русского фольклора. Я не против традиций, важно, насколько ты эту традицию через себя пропускаешь; не против джаза - против убийства собственной культуры, своеобразия.
Вместе с самым известным на сегодняшний день в мире джазовым музыкантом из Одессы, ныне проживающим в Штатах пианистом Вадимом Неселовским Аркадий Шилклопер исполнил в память о Кузнецове пьесу "Последний снег". Это произведение написал Неселовский, а Юрий Анатольевич хвалил, говоря, что они с Вадимом "похоже мыслят в музыке".
- Я под его влиянием находился со дня нашего знакомства, я тогда занимался в школе педпрактики при консерватории, - признается Вадим Неселовский. - Стал заниматься музыкой не из-под палки, а по-настоящему. Он изменил мою жизнь... Первое впечатление было таким: неужели на сцену можно так просто одеться: джинсы, свитер, кроссовки? Та одежда, в которой чувствуешь себя свободно? Два года назад мы приезжали в Одессу, Юрий Анатольевич был жив и представлял нас на фестивале, что для меня было чрезвычайно важно.
Неселовский на концерте даже спел проникновенную печальную песню на собственные стихи о единении с природой и побеге от суеты, а затем обратил внимание слушателей на то, что мелодия этой песни - не что иное, как поданная в другом ритме тема второй части Четвертой симфонии Петра Ильича Чайковского. Столь деликатно прикоснуться к русской классике и ввести ее в джазовое поле может только большой музыкант. Впрочем, Неселовский само определение "джаз" подвергает сомнению:
- Оно нужно тем, кто продает музыку, а сегодня благодаря интернету продавать нечего. Все доступно - можно расслабиться и получать удовольствие от творчества...
Аркадий Шилклопер также дал мастер-класс для молодых валторнистов в Одесском училище искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича, на котором щедро поделился своими секретами мастерства от специфики "выдувания" двойных нот до организационных тонкостей (оказывается, заниматься больше часа в день гениальный валторнист не видит смысла!). Шилклопер, Неселовский, Сасс и выступавший на опен-эйре Дерек Браун продолжили свой украинский тур в Виннице, Львове и Киеве, а нам остается ждать новых встреч.
ФРИ-ДЖАЗ, ПСИХОДЕЛИК, КЛЕЗМЕРСКАЯ МУЗЫКА И ХИТЫ "НИРВАНЫ"
Ну а что же вы хотели, сегодня принято расширять границы жанра. Трио Jeff Herr Corporation из Люксембурга сгруппировалось вокруг своего лидера, извлекавшего из ударных инструментов самые удивительные звуки в самых неожиданных сочетаниях. Тепло принимали слушатели международный музыкальный проект Holler My Dear (Австрия - Германия), в особенности - вокалистку и композитора Лауру Винклер (очаровательную хрупкую красотку в маленьком черном платье и в серебряных туфельках), а наличие укулеле в творческом арсенале ансамбля вызвало ностальгические ассоциации со старым Голливудом... Порадовал и греческий дуэт Flying Jazz (начало в традиционном духе переросло в энергичный, даже жесткий психоделик), а дуэт французского кларнетиста Самюэля Берто и вокалиста-аккордеониста сербского происхождения Станко Маринковича (о последнем говорили, что фильмы Кустурицы очень выиграли бы от привлечения такого музыканта) играл даже лежа!.. Своими зажигательными балканскими ритмами джазмены щедро делились и на совместных импровизациях уже после концерта, на ночном джем-сейшене в Central Bar. Трио Infiltrators из Литвы и проект немецкого пианиста Клеменса Орта добавили новых впечатлений, ведь оба эти состава экспериментируют за гранью и на грани того, что мир привык называть джазом (Неселовский, напомним, скептически относится к данному определению). Литовцы элегантно исполняли фри-джаз, а немцы - хиты Курта Кобейна в оригинальной аранжировке.
Ждем, стало быть, 17-й джазовый фестиваль в Одессе через год и надеемся на новые впечатления, открытия и находки любимых (а также пока неоткрытых для нас) музыкантов.
Виолетта СКЛЯР.
На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО:
- саксофонист Ян Максимович,
- контрабасист Никколо Фарачи,
- барабанщик Алессандро Росси.