Номер 38 (1527), 19.11.2020

ПРОПАГАНДА В КОНФЕТНОЙ ОБЕРТКЕ

Кондитерская упаковка едва ли не с самого момента своего появления превратилась в востребованную и доступную площадку для массовой рекламы — в том числе и социально-политической.

Что интересно, заворачивать конфеты и шоколад в обертки или фасовать их в жестяные и стеклянные банки человечество стало только в середине XIX века. В качестве упаковочного материала во Франции и Англии поначалу использовали фольгу. Изобретение же конфетной обертки приписывают Томасу Эдисону — тому самому, что запатентовал электрическую лампочку и массу других полезных вещей. Именно Эдисон в 1872 году создал парафинированную бумагу, которую чуть позже стали использовать кондитеры для упаковки своей продукции. Сделано это было из соображений гигиены, эстетики, удобства транспортировки и хранения сладостей. Однако сразу стало понятно, что яркая обертка с броским названием гораздо сильнее привлекает покупателя, нежели простая бумага. А если это название наделить особым актуальным смыслом и добавить к нему определенную запоминающуюся картинку? Рекламно-агитационная мощь кондитерской упаковки была просто невероятной. Каждая маленькая агитка попадала точно в цель — в руки покупателя, разворачивавшего лакомство.


Мы остановимся на фантиках 1920-х годов. Среди них нет оберток от шоколада. Производство сладостей советская власть начала с самых простых и дешевых конфет — карамели и драже. Но пролетариям даже эти незамысловатые сладости казались вкуснейшим лакомством. И карамельная агитация была понятна и приятна простому народу. Политизированность фантиков проявилась прежде всего в появлении на них портретов новых героев — советских. Лидеры революции, вожди мирового пролетариата, народные бунтари входили в повседневную жизнь "освобожденного рабоче-крестьянского класса" не только с передовиц "Правды", но и с карамельных оберток. Кондитерская фабрика "Большевик", например, выпускала карамель "Ильич" с примитивным рисованным портретом "вождя мирового пролетариата" на красном фоне, обрамленным зеленым венком и увенчанным алой звездой, от которой почему-то исходило зеленое сияние. Нельзя не оценить тонкий психологический ход тех, кто придумал этот фантик — с первых лет жизни вождь ассоциировался у детей со сладким, они просто обожали дедушку Ленина. Известно о еще одной карамели "Ильич" с портретом вождя и об одноименном печенье. Кроме того, фабрика "Красный Октябрь" выпускала большие упаковки карамели серии "Пролетарская" с изображением Ленина. Также встречаются обертки с портретом наркома внешней торговли Леонида Красина и изображением наркома просвещения Анатолия Луначарского. "Пролетарские" карамельки были упакованы в обертки, оформленные в стиле советского пропагандистского плаката. Обилие красного цвета — тоже примета новой эпохи. Тот же "Красный Октябрь" в ту пору производил серию карамели "Юбилейная", выпуск которой был приурочен к 5-летию Октябрьской революции. Об этом событии красноречиво свидетельствовали две даты, размещенные на каждой обертке — "1917–1922". На этот раз на фантики попали Яков Свердлов, Карл Маркс и Карл Либкнехт. В некоторых источниках встречаются данные о том, что в эту серию также вошел портрет Льва Троцкого, но отыскать такую обертку пока не удалось. Государс твенная кондитерская фабрика в 1920-е годы выпускала в одном дизайнерском решении две портретные карамели — "Всесоюзный староста Калинин" и "Дзержинский". "Железный Феликс" вряд ли застал именные конфеты, а вот Михаил Иванович наверняка не раз пробовал "самого себя" на вкус. Да и не только он мог морозным зимним вечерком попить чаю с "всесоюзным старостой" вприкуску. В дизайне обоих фантиков все еще присутствует легкость, утонченность — даже серп вокруг Калинина выглядит изящно, совершенно невоинственно.


Подготовлено по материалам сайта "Маленькие истории".