Номер 34 (1328), 09.09.2016

Олег ВЕРГЕЛИС:
"ЖИЗНЬ МУДРЕЕ ПОЛИТТЕХНОЛОГОВ"

На Одесской книжной ярмарке "Зеленая волна" состоялась премьера новой книги известного киевского критика и театрального писателя Олега Вергелиса. "Украинская драма. Эпизоды" (издательство "Радуга"). Однако наша беседа вышла далеко за рамки конкретного повода.

Автор пишет для себя, но находятся единомышленники...

- Положа руку на сердце, много ли сегодня читателей, которым нужна литература о современном театре, впрочем, как и о театре вообще?


- Конечно, по сравнению с 1980, нынешние тиражи книг о театре кажутся мизерными. Раньше - десятки тысяч. Теперь хорошо, если хотя бы тысяча. Но за этим - не столько спад интереса к театральной литературе, сколько активность многих интернет-ресурсов, а также специальных театральных "собраний" в социальных сетях.

Вот, например, мой знакомый режиссер Антон Романов (он переехал в Киев из Крыма) поддерживает театральный public в одной из соцсетей. И этим на хлеб себе зарабатывает, и предлагает широкому кругу читателей электронные версии книг о театре. Читателей там много.

Поэтому, возвращаясь к книжке, я мыслю вовсе не тиражами, а ощущениями и творческими побуждениями.

- И все-таки, для кого вы пишете, с кем хотите поделиться "ощущениями и побуждениями"?

- На мой взгляд, тот или иной автор - поэт, критик, прозаик - в первую очередь пишет для себя. И уж если находятся единомышленники, готовые разделить с ним откровения и озарения, это очень хорошо.

Тираж этой книги адекватен теперешним временам. И, даже судя по Одессе, мне кажется, что томик "Украинской драмы" своего читателя найдет.

На этих страницах - не ретротематика, а 39 эпизодов сценической жизни начала нашего третьего тысячелетия: истории новые и прежде публиковавшиеся в СМИ. Здесь нет амбиций кого-нибудь ниспровергать или короновать (то есть моделировать систему незыблемых ценностей). А есть мое желание - "остановить мгновение", театральное мгновение. Потому что и в нашем новом веке, несмотря на все технологии, театральное мгновение по-прежнему существует "здесь и сейчас". Его невозможно повторить и реанимировать.

Книга посвящена памяти Богдана Ступки. Есть сюжеты о нем самом и об актуальных режиссерах, которые окрепли в "эпоху Ступки". В то же время в какой-то момент я решил, что надо обязательно писать "эпизод" о талантливой украинской актрисе Валерии Заклунной. В течение многих лет она выходила на сцену фактически в одной роли: Бабушка в спектакле "Деревья умирают стоя". Эта роль продлевает ей творческую жизнь. При этом актриса в последнее время не медийна, неактивна в общественной жизни. Но ее сценическая работа заслуживает добрых и честных слов. Буквально за ночь и возник лирический рассказ "В тени деревьев". И если он понравится читателю и самой актрисе - будет замечательно.

"Декоммунизация" в театре прошла давно

- Валерия Заклунная, Ада Роговцева, Юрий Мажуга и многие другие мастера украинского театра много лет утверждали себя на сцене в советской драматургии. На волне нынешней "декоммунизации" общество отворачивается от такой драматургии. Но не происходит ли при этом известный процесс "выплескивания ребенка"? Разве в советской драматургии совсем уж нету пьес, достойных внимания нынешнего поколения зрителей?

- Дело в том, что "декоммунизация" (репертуарная) произошла в украинском театре не вчера и не позавчера. А в конце 1980-х, в начале 1990-х. Распад Советского Союза эту театральную "декоммунизацию" регламентировал. Поэтому, когда нынешние пиарщики и политтехнологи пытаются что-то декоммунизировать в искусстве, то я говорю, что сама жизнь это сделала - за них, без них. Сама жизнь умнее и мудрее многих матерых политтехнологов.

Согласитесь, представить сегодня на современной сцене ворох советских украинских пьес авторства В. Собко, В. Минко, А. Левады, Л. Дмитерко и многих других - невозможно. Это архаика. Часто неталантливая, попросту скверная. Пропитанная пропагандистским духом. Характеры в этих пьесах схематичные и ходульные. Сюжеты - безумные (для современного зрителя).

Вообще, вторая половина ХХ века в украинской драматургии давно "декоммунизирована" самим ходом истории. Ничтожно мало авторов и пьес, которые прошли экзамены Времени и Совести.

Я сразу и не вспомню, какие пьесы из "того" периода были бы адекватны дню теперешнему. Ну уж точно не "Здрастуй, Прип`ять!" А. Левады, в которой утверждалась важность сооружения Чернобыльской АЭС на зеленых лугах Украины. И уж точно это не пьеса Е. Кравченко "Комсомольская линия"...

Наверное, дольше других держатся в репертуаре "Фараоны" А. Коломийца, потому что это веселая комедия о "гендерной" проблематике в жизни колхозников с переодеваниями и комичными семейными отношениями.

Думаю, есть потенциал для нового сценического прочтения у пьес Юрия Щербака, некоторые из них в свое время интересно ставил Виктор Шулаков...

Нужен ли второй "Фронт"?

- Но вот пример забытой вроде бы пьесы, которая внезапно стала более чем актуальной.

"Фронт" Александра Корнейчука. Разве и сегодня не стоит острейшим образом вопрос о том, что генералов, которые не умеют воевать по-современному, надо гнать в три шеи, а на их место ставить тех, кто достойно проявил себя в новых условиях? Сегодня эту пьесу можно спокойно играть в современных костюмах, разве что внеся кое-какие изменения - с учетом нынешних реалий...

- Мне трудно представить, что кто-то из молодых украинских режиссеров воспламенится подобной идеей. Да и нет у нас таких, пожалуй. И, возможно, не все молодые режиссеры даже знают об этой пьесе, которая была напечатана в 1942-м в "Правде", а потом поставлена одновременно в двадцати театрах.

Пожалуй, подобный текст с каким-то постмодернистским вывертом (и пацифистским переосмыслением) мог бы поставить Кирилл Серебренников в своем "Гоголь-Центре" в РФ. И то - как пародию, как публицистический памфлет.

К самому Корнейчуку, как вы понимаете, историческое время оказалось жестоко и строго. Многие его пьесы - соцреалистические образцы системной пропаганды. При этом сам автор был человеком далеко не бездарным, он владел в своих пьесах искусством композиции, искусством диалога. О чем, кстати, говорил даже В. Немирович-Данченко.

Но ангажированность Корнейчука в "систему", его же политические должности сделали свое дело. Он писал то, чего от него требовала партийная линия.

Непосредственно с "Фронтом" связано личное кураторство И. Сталина, который защищал пьесу от критики, а потом сам же и вручил ей Сталинскую премию (то есть премию имени самого себя). Сталин тогда тасовал колоду карт - своих военачальников. Высматривал среди них "прогрессивных" и "отстающих". Поэтому эта пьеса сыграла ему на руку - как инструкция по борьбе за чистоту в среде военных кадров. Образы военных Огнева и Горлова - стали для своего времени нарицательными.

Сама фигура Александра Корнейчука - драматична и показательна для истории театра. Жизнь после смерти стала периодом его забвения и отторжения. И здесь уже ничего не изменишь.

В истории культуры так часто бывает.

Вампилов не писал для БДТ

- Вряд ли вы будете отрицать, что Корнейчук был в свое время весьма "кассовым" драматургом, как бы ни относились к его пьесам. А вот насколько современная украинская драматургия интересна современному зрителю? И можно ли говорить о ее "кассовом" потенциале?

- Послушайте, помимо того, что Корнейчук был активным драматургом-конформистом, надо учитывать, что его пьесы в некотором смысле "навязывались" разным театрам по партийной линии. И впоследствии - в совокупном объеме - они же и становились "кассовыми".

Сегодня никто ничего не завязывает. Современная украинская драматургия, если она талантлива и если она интересна театрам, находит (или не находит) свой путь к зрителю.

Из современных украинских авторов успешными у нас можно считать Наталью Ворожбит и Павла Арье. Некоторые театры за их пьесами буквально охотятся. И это хорошо. Только за два года в десяти театрах поставили пьесу Арье "В начале и в конце времен".

Когда недавно я оказался в родной Белой Церкви и обнаружил даже там на телеграфном столбе афишу с названием этой пьесы - то, честно говоря, растерялся. Вот как далеко, оказывается, зашел театральный прогресс...

Талантливый текст драматурга, как известно, часто рождается не по заказу, а по наитию. Не благодаря грантовой поддержке, а часто - вопреки всему.

- А нет ли у вас ощущения, что некоторые современные драматурги все-таки пишут для себя и для своих друзей? Либо существуют в безвоздушном пространстве?

- И такое ощущение возникает. Но то, что они пишут для себя и для своих друзей - не всегда плохо. Я не думаю, что в свое время Александр Вампилов сочинял пьесы с прицелом сразу на БДТ Товстоногова. Писал, потому что не мог не писать.

Безусловно, наша "новая драма" часто предполагает провокацию, эпатаж. (Во всяком случае, раньше это предполагала). Но и здесь нет ничего криминального. В свое время Сулержицкий говорил своим студийцам: "Хотя вы и сволочи, но в историю войдете!"

"Конкурсы" - лишь перестановка слагаемых

- Недавно в некоторых СМИ появилась информация, будто бы освобожден от занимаемой должности художественный руководитель Киевского театра Русской драмы Михаил Резникович - в связи с реформаторскими преобразованиями в украинском театре...

- Подобные заметки пишут полуграмотные студенты на разных сайтах. Информация не соответствует действительности. Худрук упомянутого театра остается на занимаемой должности. Другой вопрос, что сегодня проходят так называемые "конкурсы", по итогам которых будут подписаны новые контракты с руководителями театров. Насколько я знаю, подобный конкурс в этом театре уже закончился. Победитель никого не удивил.

- И каковы, на ваш взгляд, могут быть итоги такого конкурса? Как они отразятся на судьбе русского театра в Украине?

- По моим предположениям, ничего не отразится и не изменится: нынешний руководитель Киевского Национального академического театра имени Леси Украинки остается на своем месте. Как и многие другие руководители.

Но, честно говоря, я сознательно отхожу от разговоров на эти темы, поскольку сразу же начинают уводить от искусства - в политику. А так уже сложилось исторически, что фактор "политики" в жизни упомянутого театра существует давно и весомо. Зачем же без конца повторять одно и то же?

Помню, после премьеры "Нахлебника" (мне понравилась режиссерская концепция пьесы И. Тургенева) был короткий период, когда мы общались с М. Резниковичем и К. Кашликовым (это фактически второй человек в театре) - о пьесах И. Франко, А. Арбузова. Но театр везде - "театр". Как говорил тот же В. Немирович-Данченко: "Любой театр - полуистерический организм". Поэтому что там сейчас происходит? Понятия не имею. Хотя некоторые премьеры стараюсь не пропускать. И всегда надеюсь, что очередная премьера разбудит творческую фантазию и станет предлогом не для ироничной реплики (это проще простого, в этом жанре у нас каждый мастер), а для глубокого, образного, аналитического текста. Порою ждать приходится очень долго.

Талантам надо помогать...

- Если бы вам пришлось определять рецепты и критерии успеха в украинском театре, то есть отвечать на вопрос "Что делать?", каков бы был ваш ответ?

- Ответ давно известен. Поддерживать талант, вовремя угадывать талант. Ограждать талант от орды активных бездарей, которые засели везде, где только можно засесть: в гостеатрах, в вузах, где угодно.

- Прошло уже больше ста дней очередного периода руководящей работы нынешнего министра культуры Украины Е. Нищука. Что можно сказать об этом руководителе (хотя бы за истекший период)?

- Сказать можно следующее. Евгений Николаевич - добрый, гуманный и тактичный человек. К тому же он востребованный актер. Режиссеры (а среди них есть и плохие режиссеры), которые окружают министра-актера, все это время думают, что именно они его "режиссируют" и направляют. Поэтому мне иногда интересно - что думает он?

Беседу вели Александр ГАЛЯС,
Мария ГУДЫМА.