Номер 29 (1518), 17.09.2020
Окончание репортажа о Шестом международном фестивале Odessa Classics. Начало см. "Порто-франко" от 9 сентября.
ВРЕМЯ НОВЫХ ИДЕЙ
Струнный ансамбль из Литвы NICO (New Ideas Chamber Orchestra) дал концерт в Большом зале филармонии. Хочется думать, что "Оркестр новых идей", как переводится его название, станет частым гостем фестиваля.
— Это наше первое выступление в Украине, — признался лидер ансамбля, пианист, композитор и дирижер Гедиминас Гелготас. — Нашу музыку сложно отнести к определенному жанру, и в современном мире категоризация музыки неактуальна. Для нашего мира характерно смешение культур. Алексей Ботвинов посещал Литву около года назад, и мы как раз на тот момент только налаживали контакт, и он пригласил нас сюда, но на самом деле я только вчера впервые встретился с ним лично, так что это совсем новая дружба, и я считаю, что она прекрасна. Мы очень рады. Поскольку репертуар того, что мы исполняем, в основном состоит из моей собственной музыки, а также из другой минималистичной музыки, такой, как Филип Гласс, Арво Пярт или подобных композиторов, я всегда ищу кого-то, кому интересно исполнение именно этого типа музыки, не совсем классической, но современной и минималистичной. А также им нужно иметь немного, я бы сказал, смелости выступать на сцене с такой музыкой, потому что я включаю немного хореографии, и мы исполняем музыку без пюпитров на сцене, по памяти. Это то, что также необходимо развивать, навык запоминания большого объема музыки. Мы могли бы каждый раз исполнять пять или шесть часов музыки по памяти, так что это не очень много, я думаю, многие классические музыканты могут это делать, потому что мы много тренируемся, но игра по памяти — это очень важная часть наших исполнений.
Литовцы покорили одесскую аудиторию не только своим искусством, но также харизмой и красотой — красавица Августа, первая скрипка, работающая в ансамбле с первого дня, обрела в нашем городе массу поклонников. А маэстро Гедиминас организовал коллектив, будучи девятнадцати лет от роду.
— Первое произведение, которое я написал, я не помню, потому что вся моя семья — музыканты, моя мать дирижирует три хора, отец играет на флейте в филармоническом оркестре, брат тоже играет на флейте, а сестра играет на гобое, так что мы — семья классических музыкантов, — говорит Гелготас.— Я самый младший ребенок, так что с тех пор я играл на пианино и сочинял. Итак, я думаю, что когда я в первый раз попытался записать это на бумаге, мне было лет пять, что-то вроде этого. Ноты сохранились, но произведение я так и не исполнил... Одно из первых произведений, которое я написал для струнных и хотел исполнить со своей группой, называлось Body Language ("Язык тела"). Это произведение, в котором вы начинаете и заканчиваете каждую фразу медленным и очень широким движением руки, как будто очерчиваете круг, так что в дополнение к музыке, которую вы слышите, также присутствует такой визуальный элемент, как минимальная простая хореография. Поскольку произведения очень медленные и медитативные, это усиливает всю картину произведения, его визуальную составляющую. С тех пор, как мы начали репетировать, я почувствовал, будто наличие подобных поз и партитур, понимаете, это не то, за чем интересно наблюдать, потому что ты видишь одни одеревеневшие позы. Мы хотели такого избежать. Поэтому это было начало игры без партитур.
Европейская пресса называет "Оркестр новых идей" рок-звездами от классики, а оригинальные пьесы Гедиминаса Гелготаса "Святая нерелигиозная душа", "Никогда не игнорируй Космический Океан" критики обоснованно причисляют к сенсациям. Откуда такие впечатляющие названия?
— На самом деле это же тоже часть созидания, — улыбается музыкант. — У меня присутствуют эти элементы: я слышу главный материал в голове, музыкальный материал, затем я очень часто вижу визуальную составляющую этого, как, например, эти движения или позиционирование на сцене. Это действительно важно для меня, и тот же самый процесс идет и во время придумывания названия, поэтому это очень связано и идёт параллельно. Поэтому это неразрывные части одного процесса, к примеру, название Cosmic Ocean очень воодушевляющее, очень оптимистичное и это о том, чтобы быть авантюристичным и духовно открытым к тому, что окружает вас, поэтому никогда не игнорируйте космический океан возможностей всего. Так что каким-то образом все три элемента переплетаются: название пьесы, хореография и сама музыка. Это упаковка, и иногда вы можете подумать, что часть из этого это что-то не то, но вы знаете, что все в одном. Я очень счастлив, что у меня есть эта свобода играть то, что мне действительно нравится и каждый раз самостоятельно строить свой репертуар. Я не очень часто делаю перекомпозиции, я сделал это для "Чаконы" Баха, потому что у меня есть понимание того, что это сольная скрипичная пьеса, но у меня есть представление о двух исполнителях, которые играют это также с небольшой хореографией. Мы можем взять некоторые аранжировки, например, Майкла Наймана с аранжировкой Моцарта или Макса Рихтера с Вивальди, так что есть композиторы, которые переделывают эти классические произведения, и я просто выбираю их и вставляю в программу. У нас есть что-то классическое, но в немного современном ключе, понимаете. Пятьдесят лет назад классическую музыку было легче играть для публики, потому что это было своего рода вопросом образования, вежливости и это как правило, которое нужно знать, чтобы просто сидеть прямо и слушать музыку. Сейчас молодые люди не такие, они убеждены, только если это действительно аутентично и интересно, потому что у нас много информации в телефоне, на Facebook, YouTube, в интернете. Если у вас есть молодая аудитория, вы не можете ожидать, что они будут просто сидеть прямо и слушать эту скуку. Поэтому я думаю, что в наши дни действительно важно иметь артистов, которые умеют убеждать, это никогда не было настолько важно, как сегодня. Потому что у нас нет этой общей, понимаете, нормы: эту музыку нужно слушать! Нет, вы должны убедить их слушать.
Литовские музыканты убедили, концерт завершился пьесой "Экстаз" под овации зала.
ЧЕЛОВЕЧНОЕ РЕШЕНИЕ
— Я не был знаком с украинской традицией времен Моцарта, музыку Березовского и Бортнянского воспринял на концерте как невероятный микст Моцарта и Гайдна, — признался после опен-эйра немецкий скрипач Линус Рот, чье выступление завершало фестивальную программу в филармонии. — Для меня это большое открытие и большая радость — познакомиться с украинской классической музыкой. Мне кажется, решение, которое принял Алексей Ботвинов, — не только мудрое, но и человечное по отношению к нам, исполнителям, у которых появилась возможность снова выйти на сцену. И к аудитории, у которой появилась возможность снова собраться вместе, потому что собираться вместе и слушать выступление в концертном зале — это не то же самое, что включать музыку на проигрывателе дома. Алексей вернул нам пищу для души, я безумно благодарен ему, я восхищаюсь им, зная, через что ему пришлось пройти, чтобы сделать это возможным. Я мечтаю о свободе самостоятельно решать, что хорошо для меня. Если бы вы спросили меня полгода назад, сказал бы, что мечтаю о хорошем здоровье. Вы знаете, я изменил свое мнение. Мне кажется, самое важное — свобода принимать решения о том, что хорошо для меня и что хорошо для моего здоровья. Мечтать можно только о тех вещах, которых у нас нет. У нас сейчас нет свободы. В некоторых странах больше, в некоторых — меньше, но сейчас пришел момент, когда мы должны бороться за свою свободу.
В исполнении Линуса Рота (в руках у музыканта снова был именной "страдивариус" — "Данкла") и Алексея Ботвинова прозвучали Соната Бетховена для скрипки и фортепиано № 4 ля минор, опус 23 и Соната для скрипки и фортепиано Сезара Франка. В это трудно поверить, но Европа еще отметила юбилей Бетховена "живыми" концертами. А Одесса — успела! Для Одессы это имеет значение...
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.